Натуральный обмен по ОСАГО
Сразу обратим внимание, что фактически закон будет вступать в силу поэтапно. В ближайший год мы будем жить в двух режимах: старые договоры, заключенные до 29 апреля 2017 года, будут урегулироваться по прежним правилам, а новые — по новым. Через год жизнь в двух режимах закончится. И тут многих волнует вопрос: как быть, если у одного участника ДТП полис, действующий по новым правилам, а у другого — по старым? В этой ситуации важен полис виновника ДТП, исходя из этих параметров будет осуществляться возмещение ущерба. Если у виновника нет страховки, то тут все по-прежнему: он либо добровольно возмещает ущерб, либо в судебном порядке.
- Изначально, когда закон только разрабатывался, была идея прописать максимально четкие и жесткие технические требования к автосервисам. Но потом от этой мысли отказались, поскольку предусмотреть все до мелочей практически нереально. Поэтому пошли по другому пути: максимально ужесточили ответственность страховой компании и автосервиса за качество выполненных работ и сроки ремонта. Получается, что рынок будет сам себя регулировать. Основное требование сегодня - чтобы человек, получивший ущерб в ДТП, был направлен в сервис, если в отношении его марки и модели года выпуска автомобиля у страховой компании есть соответствующий договор. Единственное отдельное требование, прописанное в законе, касается автомобилей моложе двух лет. Они должны отправляться на ремонт только к официальным дилерам. А от аттестации сервисов отказались, потому что тема достаточно сомнительная и трудоемкая. Ремонт будет оплачиваться страховой компанией без учета износа автомобиля, в то время как по прежним правилам денежные выплаты осуществляются при соблюдении этого коэффициента, - говорит заместитель генерального директора страховой компании «Южурал-АСКО» Алексей Любавин.
Представители компании «АльфаСтрахование» считают, что в отношении потерпевших сторон, которые будут обращаться к страховщикам, ничего не изменится и основная цель работы страховых компаний останется прежней — правильно урегулировать убыток, чтобы клиент остался доволен. При этом страховщики заверяют, что никакого роста цен на ОСАГО не будет. Поправки в закон принимались, чтобы тарифы не ползли дальше вверх и для снижения нагрузки на рентабельность страховых операций.
Ремонт теперь будет проводиться в автосервисах, с которыми у страховщика заключен договор. Автовладелец может выбрать компанию из предложенного списка, но она должна находиться не далее 50 километров от его места жительства. В индивидуальном порядке можно получить направление в автосервис, который предпочитает клиент, но с которым у страховщика нет договора. Однако это возможно только по обоюдному согласию сторон. Ремонт должен быть произведен в срок не более 30 дней. За некачественную работу или просрочку ответственность несет страховщик — 0,5 процента от суммы за каждый день.
При ремонте должны использоваться только новые запчасти. Минимальный гарантийный срок на результат восстановительных работ — полгода, на кузовные работы и связанные с использованием лакокрасочных материалов — год.
Деньги остаются в обиходе
В денежном выражении возмещение убытков тоже остается. Такой вариант предполагается в случае невозможности восстановления автомобиля, когда сумма ущерба больше реальной стоимости самого транспортного средства, при обоюдной вине участников аварии, в случае смерти потерпевшего, причинения среднего и тяжкого вреда здоровью, при наличии у потерпевшего инвалидности, при невозможности обеспечения требований по отправке в дилерский сервисный центр и при превышении лимита ответственности страховщика (если сумма будет свыше 400 тысяч рублей).
- Складывается ощущение, что подавляющее число выплат будет идти в форме ремонта. На самом деле это не так. В договорах с сервисными центрами у страховых компаний, как правило, граница по возрасту автомобиля 7 - 10 лет. Все машины старше будут получать выплаты деньгами. А если учесть, что по статистике средний возраст автопарка у нас в стране 13 лет, то, по моим предположительным прогнозам, доля натурального возмещения ущерба составит 20 - 30 процентов. Кстати, предельные границы по выплатам остаются прежними даже для натурального возмещения — 400 тысяч рублей. Если ремонт превышает эту стоимость, то клиент имеет право получить деньги и сам решать вопросы восстановления автомобиля. Кроме того, закон дает возможность страховой компании и клиенту по соглашению произвести денежную выплату. Мы собираемся этим пользоваться, - поясняет заместитель генерального директора страховой компании «Южурал-АСКО» Алексей Любавин.
Оборотная сторона медали
Но не все так ладно, как кажется. По мнению автоюристов, в законе есть и уязвимые места. Например, нет никаких требований к узлам и агрегатам, которые нужно установить на ремонтируемые автомобили, не прописано, что деталь должна быть одобрена заводом-изготовителем.
- Исходя из наших реалий, наверняка организации, которые будут осуществлять ремонт, будут ставить самые дешевые детали. Поэтому не исключена такая ситуация, что установленные запчасти низкого качества, может быть, отработают какой-то свой установленный гарантийный срок, а потом сломаются. И пострадавший будет со всем этим разбираться заново, но уже один на один, - предостерегает автоюрист Олег Воропаев. - Еще один узкий момент - срок гарантии производителя на многие автомобили у нас установлен больше чем два года. А закон, к сожалению, говорит о том, что к официальному дилеру должны направляться только те автомобили, у которых прошло не более двух лет, причем не с момента покупки, а с года выпуска. Все остальные автомобили могут ремонтироваться в тех сервисах, с которыми у страховой компании заключен договор. Разберем на примере. Предположим, на ваш автомобиль гарантия производителя три года, вы купили его в следующем году от года производства, значит, по истечении двух лет вас страховая компания не обязана отправлять на ремонт к официальному дилеру. Может направить в другой сервис, где вам могут поставить любые детали. Соответственно, возникает вопрос по гарантии: кто именно будет в этой ситуации нести те или иные обязательства, если вдруг будет выявлен дефект?
Но с примером Олега Воропаева готов поспорить другой юрист, Александр Целых. Он утверждает, что в числе требований к автосервису, который будет проводить ремонт, указано, что он должен производить работы таким образом, чтобы сохранялась гарантия производителя. То есть никакой потери гарантии от того факта, что ремонт производился не у официального дилера, не произойдет.
- Официальный дилер не в праве отказывать в гарантии, если он не может доказать, что вмешательство в автомобиль носило ненадлежащий характер. И вообще, если у страховщика договор с дилером не заключен, то автовладелец вправе выбрать выплату деньгами, - говорит Александр Целых.
- При обоюдном соглашении мы можем направить потерпевшего туда, куда он хочет. Сегодня у нас заключены договоры почти со всеми автодилерами. Ответственность для страховых компаний такая серьезная, что нам совершенно неинтересно и невыгодно работать с сомнительными частными автомастерскими. Приоритет — сервисы официальных дилеров. Тем более что у нас с ними есть обоюдные партнерские обязательства, - парирует со стороны страховщиков Алексей Любавин.
Дилеры рады, но насторожены
А что думают относительно изменений сервисные центры официальных дилеров? С одной стороны, они, конечно, рады и для них это плюс, что машины будут направляться на ремонт напрямую к ним в сервис.
- На данный момент кузовной бизнес убыточный. Средняя себестоимость нормо-часа составляет 1500 рублей, а по факту — 1000 рублей, поэтому нам очень интересна эта реформа, которая в итоге позволит прийти к безубыточности, - говорит директор сервиса «Тойота Центр Челябинск Восток» Артем Алексеев.
- Но у нас есть и опасения, - перехватывает разговор директор кузовного цеха дилерского центра Евгений Брайт. - Сегодня полученной компенсации от страховых автовладельцам, как правило, не хватает на ремонт автомобиля и приходится доплачивать из собственного кармана. И этот же момент скрывает в себе очень много подводных камней в новых правилах. Суть в том, что мы работаем по пресловутому положению Центробанка № 432-п «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Эти правила никто не отменял, в том числе новые поправки в закон об ОСАГО. Нам предписывают при оценке стоимости ремонта пользоваться справочниками Российского союза автостраховщиков (РСА). Если по стоимости расходных материалов и работ у нас более-менее вопросов нет, то к стоимости запчастей будет очень много вопросов. Официальному дилеру, возможно, такие ремонты будут невыгодны, потому что на сегодняшний день данные справочники, к сожалению, предлагают установку неоригинальных деталей. Поставщики наших деталей, именно по той стоимости, которую предлагает справочник РСА, не всегда даже готовы их привезти. То есть мы упираемся в то, что такой детали, по той стоимости, которая стоит в расчете страховой компании или независимой экспертизы, просто не существует.
Готовы ли страховые оплачивать полную стоимость деталей? К слову, цена некоторых из них может доходить до полумиллиона и даже превышать.
- Сервисный центр будет выставлять нам счет по ремонту транспортного средства, мы в свою очередь будем его оплачивать. Повторю, что предельные границы по выплатам остаются прежними даже для натурального возмещения — 400 тысяч рублей. Если ремонт превышает эту стоимость, то клиент имеет право получить деньги и самостоятельно решить вопросы восстановления автомобиля, - говорит Алексей Любавин.
Выше мы говорили об опасениях по поводу качества ремонта. Представители дилерских автосервисов говорят, что тут главное правильно принять автомобиль.
- Никто автовладельцу не запрещает детально осмотреть автомобиль и в случае чего придраться к качеству выполненных работ. Вы осмотрели, если все устраивает, то мы пожимаем руки и вы уезжаете от нас довольным клиентом. Если же нашли какой-то недочет, то имеете право потребовать его устранить, и мы это сделаем без вопросов. Автосервис в случае каких-то неисправностей, возникших по его вине, исправляет их за свой счет. Например, я сам пять лет назад, забирая машину из одного челябинского дилерского сервиса, при приемке внимательно осмотрел свое авто и увидел, что при снятии малярного скотча немного содралось лакокрасочное покрытие. Я указал на это, и специалист дилерского центра принял машину обратно на исправление. К слову, плюс обслуживания у официального дилера — мы даем гарантию на наши работы и делаем их качественно, потому что нам просто невыгодно потом все переделывать, - говорит начальник финансового сервиса дилерского центра фольксваген «Керг» Антон Ефимов.
Согласно поправкам закона, гарантия на технические ремонтные работы составляет полгода, а на кузовной ремонт и лакокрасочное покрытие — год.
Напоследок
Есть и еще парочка нюансов, о которых пока мало кто знает. Первый — это то, что возмещение в натуральной форме применяется в отношении транспортных средств, которые соответствуют одновременно трем критериям. Это должен быть легковой автомобиль, находящийся в собственности гражданина РФ и зарегистрированный в органах ГИБДД России. Получается, что не все автомобили и их владельцы подпадают под действие закона.
А второй — если страховая компания два и более раз в течение года нарушает порядок организации и проведения ремонта, сроки и так далее, то Центральный банк имеет полномочия приостановить ее право производить возмещение именно путем ремонта. В таком случае абсолютно все потерпевшие будут в этой страховой компании получать возмещение деньгами.
<
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»