Меню

Жители Челябинска получили сомнительные квитанции от газовщиков

23.03.2023 07:30 - автор Надежда Медведкина
Разбираемся с юристом, нужно ли их оплачивать и для чего
Жители Челябинска получили сомнительные квитанции от газовщиков
Не всё, что положили в почтовый ящик, требует оплаты. Фото Вероники Максимовой

Жители домов с газовым оборудованием рискуют попасться на хитрую уловку от компаний, обслуживающих такую технику. Предложения своих услуг они маскируют под квитанции на оплату. На днях такие платежки массово получили жильцы многоэтажек в Ленинском районе Челябинска. Причем у многих из них уже заключены договоры на обслуживание с другими фирмами. В материале «Вечерки» вместе с юристом разбираемся, законно ли выставлять такие счета и что будет, если по невнимательности оплатить их.

Счет — да не тот

image1.jpg
Такую платежку нашла в ящике наша читательница. Фото Вероники Максимовой

Эту бумагу читательница «Вечерки» обнаружила в почтовом ящике. В документе четко прописано: «квитанция», «счет-извещение», QR-код открывает сформированный счет на оплату. Аналогичные квитанции получили и все ее соседи.
— Я сначала действительно подумала, что это обслуживающая компания всем выставила счета. Но ведь не может она выставить счета повально всем — даже тем, у кого договора отродясь не было с ними, — пожаловалась челябинка. — А потом реквизиты посмотрела, а это вообще не та компания, с которой у меня договор заключен. Хотя названия у них очень похожи и легко можно перепутать. К тому же в квитанции вообще не было моих Ф.И.О. — только номер квартиры.
Вместе с предложением оплатить счет в квитанции содержится ссылка на постановление правительства, которое предписывает собственникам заключать договоры на техническое обслуживание газовых приборов. И лишь практически в самом конце оговаривается, что владельцы квартир сами могут выбрать для этого фирму, предварительно убедившись, не заключен ли у них уже договор. В приказном порядке требовать подписания договора не может ни одна обслуживающая компания.

image3.jpg
Указание, что с компанией еще предстоит заключить договор, — внизу страницы более мелким шрифтом

Вечером платеж — утром договор

Подписать с компанией договор на обслуживание челябинцам предлагается уже после оплаты квитанции.
— Заключать договоры таким образом позволяется. Это называется публичная оферта, акцепт оферты, — прокомментировал юрист Сергей Насибулин. — Но в данной квитанции обязательно должна быть указана ссылка на договор оферты, чтобы человек имел возможность ознакомиться с ним и на момент оплаты выразить свое согласие или несогласие.
Сайт, на котором находится договор оферты, в квитанции указан, формальности соблюдены. Но документ выстроен так, что невнимательные и немного напуганные ссылками на закон собственники могут заключить договор, не задумываясь и не принимая сознательного решения.

Собственник может выбрать для обслуживания любую фирму из реестра на сайте региональной Госжилинспекции. И направившая эту рекламу компания действительно в нем есть — наряду со множеством других организаций, в названиях которых есть слова «Урал», «газ» и «сервис». Ее ИНН соответствует указанному в квитанции. Так что предлагать свои услуги гражданам компания на самом деле может. Другой вопрос — как это делать.

Не квитанция, а предложение

Редакция «Вечернего Челябинска» обратилась в «Уралгазсервис» за официальным комментарием. На звонок журналиста ответил директор Артем Мелихов. Он уточнил, что компания не требует от собственников безоговорочной оплаты по разосланным почтой квитанциям — таким образом она лишь уведомляет потенциальных абонентов о своих услугах.
— У нас такая степень взаимодействия непосредственно с каждым абонентом. И каждый абонент сам выбирает, как ему удобнее: непосредственно в офис прийти и заключить договор или, получив это уведомление, позвонить и уточнить обстоятельства, — прокомментировал Артем Мелихов. — Если договор у него уже заключен, то он проигнорировал данное предложение. Если нет и есть, например, проблемы с плитой или колонкой, он оставляет заявку, слесарь приезжает на адрес, и уже на месте по факту технического обслуживания подписываются документы и услуга оплачивается. Есть те, кто сразу оплатили по этой квитанции и затем уже позвонили, оставили заявку на техобслуживание.
Цена в полученных по почте квитанциях-предложениях может быть разной. За установленную газовую плиту потенциальный абонент получает базовый расчет. В домах, где нет центрального отопления и горячего водоснабжения, квитанции априори приходят с суммами больше. Все эти данные, по словам директора, компания берет из открытых источников. Но иногда случаются казусы — например, квитанции на обслуживание газового оборудования получили жильцы нескольких домов в Металлургическом районе, где газ вообще не проведен. Разрешать все эти ситуации и проверять данные представитель компании предлагает в телефонном режиме по номеру, указанному в такой квитанции.

При этом директор обслуживающей компании заверил: если абонент случайно оплатил квитанцию, но заключать договор с фирмой не планировал — деньги обязательно вернут.
— Высылают нам на электронную почту либо на WhatsApp по номеру [отдела] работы с абонентами чек об оплате, саму квитанцию об оплате. В обратном письме получают образец заявления на возврат денежных средств. Пишут его со своими реквизитами, и в течение десяти рабочих дней мы делаем возврат, — уточнил Артем Мелихов.

Все обслуживание — под контроль

Но такие ситуации проще предупредить. Чтобы не стать помимо своей воли клиентом излишне хитроумной фирмы, важно внимательно изучить квитанцию и проверить свой договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Вполне возможно, счет-извещение выставила организация, которой вы никогда ничего не обещали платить. Также можно проверить сроки действия договора, чтобы вовремя перезаключить его или найти другую фирму. Если собственник по невнимательности все же оплатил квитанцию, он все еще может выбирать, оставаться с этой организацией или найти другую.
— У нас нет жесткой привязки технического обслуживания к региону или населенному пункту. Если собственник найдет другую организацию, которая предложит ему более выгодные условия, он имеет право отказаться от договора, — обратил внимание юрист Сергей Насибулин.
В Госдуме уже прошел второе чтение новый законопроект об обслуживании газового оборудования. Депутаты предлагают обязать собственников заключать договоры только с той организацией, с которой уже есть контракт у управляющей компании. В этом случае государство намерено взять организации по обслуживанию оборудования на контроль и оставить на рынке только надежных специалистов. Также это убережет горожан от махинаций и риска заключить договор по ошибке.

Если законопроект станет законом, он вступит в силу в сентябре. До тех пор стоит внимательнее относиться ко всему, что связано с газовым оборудованием, и обязательно дочитывать до конца документы.
— Людям необходимо проявлять бдительность, — предупредил Сергей Насибулин. — Квитанции напечатать и разослать может в принципе любое лицо, в том числе никакого отношения не имеющее к оказанию услуг по сервисному обслуживанию газового оборудования. Если человек в этом не разбирается, то при получении такой квитанции пусть обратится к прокурору района. Также при заключении договора кроме обязанностей (оплачивать обслуживание) у потребителя возникают права. Потребитель вправе требовать оказания услуги — периодической (в соответствии с регламентом) проверки внутридомового газового оборудования с составлением соответствующих актов.
После серии взрывов в домах Читы и Новосибирска во многих городах активизировались компании, которые пользуются страхом горожан, чтобы навязать свои услуги. Например, установку датчиков-пищалок для предупреждения утечки газа. Эти услуги бывают не только бесполезны, но и вредны.



Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other