Меню

Челябинский депутат Госдумы предупредила о рисках увлечения школьников лжеисториками

05.05.2023 16:35 - автор Надежда Медведкина
Опасность переписывания прошлого обсудили в преддверии Дня Победы
Челябинский депутат Госдумы предупредила о рисках увлечения школьников лжеисториками
Ежегодно в мае школьники встают на «Вахту памяти». Фото Олега Каргаполова

В мае вся страна включается в череду торжеств, посвященных Дню Победы. Но настоящее уважение к истории не рождается за несколько весенних дней. Оно формируется постепенно — или не возникает вовсе, а ребятишки становятся легкой добычей для тех, кто хочет навязать им искаженное представление о прошлом и настоящем. Грозит ли это челябинским школьникам, разбираемся в материале «Вечерки» вместе с представителями «Экспертного клуба».

Помнят — не помнят

Проблема с «коррекцией истории» появилась не вчера. Но именно сейчас война за память стала особенно напряженной. Готовы ли современные школьники фильтровать поток информации и вовремя выявлять лжеисториков, которые хотят подать прошлое страны в искаженном виде?
— Историческая память, духовно-нравственное воспитание формируются государственной политикой. Эта политика стала вольной, — решительно высказался председатель Общественного совета при правительстве Челябинской области Вячеслав Скворцов. — Мы уже далеко зашли в словах «мой выбор». Поэтому не только памяти нет о стране, порой ее нет даже о семье.
В качестве срочных мер эксперт предложил государству жестче контролировать то, как детям преподносят историю — не только на профильных уроках, но и на классных часах и даже на занятиях в детских садах. Учительские изобретения должны оставаться в русле общей методики, а любые вольности — попасть под запрет.

Однако другие эксперты убеждены, что нет никаких оснований пугать народ катастрофой и кричать об утрате памяти.
— Южный Урал всегда помнил и чтил своих предков, сохранял свою связь с истоками. Мы можем гордиться своей молодежью, которая бережет традиции, соблюдает заветы старших и, наверное, даже трепетнее, чем мы, относится к прошлому, — отметил руководитель исполкома Общероссийского народного фронта по Челябинской области Денис Рыжий.
Это отношение к традициям возникло не на пустом месте. За такими результатами стоит серьезная и системная работа.

685A4844.jpg
Важно не просто знать историю, а приобщиться к памяти. Фото Олега Каргаполова
 — На Южном Урале с сохранением исторической памяти, особенно среди молодежи, все в порядке. Здесь локомотивом является исторический парк «Россия — Моя история», который находит современные, очень адекватные для молодежи формы и очень активно их продвигает: мультимедийные выставки, интерактив, мастер-классы, фестивали, — подчеркнул представитель АПЭК в Челябинской области Андрей Лавров.

Память — это работа

Будут ли дети знать историю, зависит в первую очередь от взрослых. Это касается хотя бы банальных уроков в школах: нельзя рассчитывать на знания, если учитель не может дать качественной платформы. И как раз это направление уместно взять под контроль. Сделать это помогут единые образовательные программы.
— Теперь школы будут работать по единым образовательным программам и учебникам. По старым правилам ответственность за содержание учебников несли их авторы. В комитет и ко мне лично поступало много обращений с жалобами от родителей. Они указывали на ошибки, неточности, а иногда и антироссийскую пропаганду, — отметила депутат Госдумы Яна Лантратова. — В результате этого и появился наш законопроект, вводящий новый порядок разработки учебников. Теперь Минпросвещения будет формировать государственный заказ на разработку учебников и учебных пособий.
Учебники планируют заменить в течение пяти лет. Пособия станут менее вариативными: на всю страну будет всего три варианта учебников по всеобщей истории и истории России. А со временем все школьники страны будут учиться по одинаковым книжкам.

Но сохранение исторической памяти — вопрос не только уроков. Что уместно за школьной партой — недопустимо после выхода из класса. А заучивание дат и событий из-под палки скорее способно отбить у школьников желание вообще что-то знать или заставить их обратиться к лжеисторикам за неподтвержденными, но доступными и занятными фактами. Когда это происходит, винить следует прежде всего взрослых.
— Очень часто нам не хватает опыта преподнести привлекательно те страницы истории, которые созвучны нашему времени. Мы не должны упускать и тему памяти поколений, которая позволит сделать историю нашей страны личной для каждого россиянина. Следуя этим двум простым заповедям: работать над привлекательностью истории и сопричастностью каждого к ней — можно повысить уровень патриотического воспитания и исторического самосознания жителей нашей страны, — подчеркнула директор мультимедийного исторического парка «Россия — Моя история» Полина Глинских.
Именно такой подход осваивает мультимедийный парк «Россия — Моя история». Примечательно, что задача в данном случае — не просто дать знания, а пробудить интерес. Яркие эмоции, сопереживание, гордость за своих предков закрепят любой урок сильнее самых суровых экзаменов. Такой подход не помешает освоить и другим взрослым.

В Саду Победы_фото Людмилы Ковалевой (3).jpg
Мемориалы, к которым с любовью и уважением относятся взрослые — тоже источник памяти. Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»)
— Нашу задачу я вижу в том, чтобы донести до следующего поколения важность сбережения памяти о своем прошлом, о своем происхождении. Сохранить для них в первую очередь визуальное воплощение истории: культурные и исторические памятники, воспитывать в них культуру сохранения и сбережения памяти о прошлом. Ведь понимание своей связи с сильнейшим народом, величайшими его свершениями рождает желания соответствовать и не посрамить предков, стать даже лучше их, придает силы, уверенности на этом пути, — заметил Денис Рыжий.
Это не значит, что можно пренебрегать самими фактами, глубиной знаний, подчеркивают эксперты. Наоборот, информация должна быть максимально полной, понятной и доступной. Лжеисторикам будет негде развернуться, если их построения сможет со ссылкой на реальные источники опровергнуть любой школьник.
— Войны за историю — традиционные явления, они были в древности и есть сейчас. Самый действенный способ победить в этих войнах — открывать архивы, публиковать документы, популярно рассказывать о значимых сюжетах прошлого, прививать любовь и интерес к собственной истории, — убежден заместитель директора Объединенного государственного архива Челябинской области Николай Антипин. — Только знанием можно противостоять искажению фактов, а потому необходимо повышать качество исторического образования в школе и университетах, больше издавать книг, открывать выставок, снимать фильмов.
Есть еще много способов сберечь историческую память и поддержать изучение прошлого: проводить исследования, устраивать конференции, достойными тиражами выпускать научно-популярные, понятные и интересные исторические книги. Это можно делать и на региональном уровне.

В Челябинской области по инициативе губернатора появился День народного подвига, посвященный формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны. Его отмечают 11 марта. А прямо сейчас в Челябинске снимают документальный фильм о наших добровольцах.





Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other