Меню

Люди нашего города

10 Августа 2017 - автор Андрей Ваганов
Ирина Лукьянцева: После рассвета на перевале
Люди нашего города
С Ириной Лукьянцевой (тогда она еще была Файзуллиной) я знаком уже давно, потому что в нашем небольшом городе все журналисты рано или поздно знакомятся друг с другом. Сегодня Ирина – гость нашей рубрики…

- Где вы учились, кто были вашими учителями, где начинали работать?

- Окончила журфак Южно-Уральского госуниверситета по специализации «периодическая печать», но уже на пятом курсе перешла «на другую сторону баррикад» и начала работать специалистом по связям с общественностью в Южно-Уральском филиале «Российских железных дорог».

Своим самым большим учителем считаю фотографа корпоративной газеты ЮУЖД «Призыв» Анатолия Шулепова - именно он научил меня всему, что я сегодня знаю в фотографии, именно с ним мы вдоль и поперек объездили весь Южный Урал и Башкирию, в том числе с организованным нами молодежным фотоклубом. Именно с ним мы сделали потрясающий по душевности и масштабу фотопроект «Лица магистрали» - книгу о простых железнодорожниках, трудившихся на полигоне ЮУЖД, охватывающую период во все 80 лет существования железной дороги.

Только с благодарностью и восхищением я всегда буду вспоминать и своего руководителя - начальника службы корпоративных коммуникаций ЮУЖД Егора Величко, который всегда верил в меня больше, чем была способна я сама, и заместителем которого я работала последние два года своей работы в РЖД. Да у всего нашего коллектива пресс-службы мне всегда было чему поучиться, и каждого я сегодня вспоминаю только с исключительной благодарностью за то, что все эти люди были в моей жизни!

А какой у нас был прекрасный железнодорожный Совет молодежи, сколько инициатив нами было реализовано, сколько клубов по интересам открыто! По следам придуманного мной названия нашего интеллектуального клуба «Пошурши извилинами» сегодня аж на официальных совещаниях железнодорожные боссы иногда призывают своих подчиненных «пошуршать», когда дают им какое-то нетривиальное поручение.

- Несколько воспоминаний о случаях из журналистской практики - что запомнилось?
htmlimage (9).jpg

- Когда я уже работала в службе по связям с общественностью Южно-Уральской железной дороги, мы вместе с коллегами Марией Селивановой (Глебовой) и Екатериной Толубовой заодно выпускали журнал «МоЛоко» («Молодежный локомотив»). И однажды, во время одного из очередных слетов молодежи РЖД, мне довелось принимать участие в круглом столе с тогда еще президентом компании Владимиром Якуниным. Круглый стол по всем классическим железнодорожным традициям планировался очень серьезным и официальным. Однако Владимиру Ивановичу, прежде всего общественнику и человеку весьма широких взглядов, на встрече с молодежью это явно как-то не понравилось. Тогда я, вразрез со всеми принятыми в компании протоколами, попросила слова и презентовала президенту РЖД свежий номер нашего журнала и задорно и совсем «неформатно» рассказала о молодежных инициативах, которые мы тогда реализовывали в границах полигона Южно-Уральской железной дороги. Владимир Иванович наконец «оттаял», атмосфера прояснилась, а журнал сразу обрел совсем иные вес и авторитет. Хотя в начале моего выступления явно чувствовалось, как все отвечающие за встречу руководители замерли и напряглись…

Моя чисто журналистская и редакторская работа в основном была связана именно с молодежными проектами. Это уже упомянутый журнал и сайт nextrzd.ru, главным редактором которого я выступала с момента его создания и до 2016 года.

Наверное, многим запомнился случай с утечкой брома на станции Челябинск-Главный в 2011 году. Он во многом стал моим первым настоящим боевым крещением, когда я осталась за начальника отдела по работе со СМИ и спешно училась отвечать по четырем телефонам одновременно, параллельно выясняя истинные подробности ситуации. Одновременно составляя официальные сообщения для прессы и успокаивая всех своих родственников и проживающих в других регионах коллег, чьи родные жили в Челябинске, ведь слухи тогда шли чуть ли не о разливе радиоактивных отходов..

- Как произошел переход в профессию тургида? Почему выбрали именно Алтай? Кто теперь ваши клиенты?
htmlimage (8).jpg
- В 2014 году я увлекалась фотографией, и у меня появилась мысль отправиться в какой-либо фото-тур по России. Так случилось, что мне на глаза попалась контекстная реклама такого тура по Алтаю, который я, недолго думая, и забронировала. Честно говоря, тур, в котором произошло бы больше нештатных неожиданностей, чем в том путешествии, нужно еще очень хорошо поискать. Водители напивались и теряли колеса, в машинах периодически что-то горело, лодки оказывались дырявыми, нас привозили не на те переправы, а по достаточно сложной тропе на самый высокий за Уралом водопад Учар мы и вовсе возвращались почти в кромешной темноте. Но все эти нюансы нисколько не смогли испортить мне впечатление от великолепной первозданной алтайской природы и атмосферы. А когда мы встречали рассвет на перевале Кату-Ярык, ко мне внезапно пришло очень ясное и спокойное понимание: ну вот и все, я дома.

В 2016 году я плавно завершила все свои дела в РЖД и уволилась. На Алтае я планировала провести как минимум лето, хорошо отдохнуть и постепенно думать, как там обустраиваться. Жизнь оказалась причудливее любых замыслов - буквально через полторы недели после моего приезда на Алтай я уже работала гидом. Все случилось почти само собой. Год до этого я только в соцсетях общалась с молодым человеком Сергеем Лукьянцевым, успевшим на Алтае уже поработать и поваром, и гидом. А тут мы решили встретиться лично, и оказалось, что в его компании срочно нужен гид, а на маршрут идти уже завтра. «Пойдешь?» - спросил он меня. «Конечно!» - не думая ответила я (за плечами были уже и неплохое знание Алтая, и опыт ведения некоммерческих групп). Так и закрутилась моя новая профессиональная жизнь в экскурсионном туризме, а заодно сложилась и личная жизнь: буквально через две недели знакомства Сережа сделал мне предложение, а через три месяца мы уже поженились.

В этом сезоне мы работаем в компании «Большой Алтай», почти все лето и осень уже расписаны; по запросу, если позволяет время, оказываем услуги гидов на различных индивидуальных маршрутах, которые также при необходимости помогаем грамотно составить.

- Не беспокоят ли проверяющие органы насчет обеспечения безопасности туров?

- Ко мне как к гиду у проверяющих органов до сегодняшнего дня вопросов не было. Насколько я знаю, не было проблем с проверяющими органами и у той компании, в которой я работаю в настоящее время. Хотя вопросов, касающихся регулирования туризма, сертификации гидов, сегодня, конечно, немало и их обсуждение может занять не один и не два часа времени, а вот прямых и конкретных ответов на них часто нет.

- Самые удивительные места, где довелось побывать?
htmlimage (7).jpg

- Перевал Кату-Ярык на рассвете, волшебная юрта Алексея Васильева в юрточном кемпинге «Тыдтуярык», безлюдное Гейзерное озеро, полуденный «Алтайский Марс» Кызыл-Чин… Всех любимых мест и не перечислить!

- Ваше мнение о том, как развит туризм на Урале?

- Туристический потенциал у Южного Урала совершенно шикарный. Чего стоят одни только национальные парки «Таганай», «Зюраткуль», озеро Тургояк, а какие чудесные места есть в соседней Башкирии! Если говорить о событийном туризме, то нельзя не вспомнить праздник летнего солнцестояния на Аркаиме или великолепные праздники в исконных русских традициях, которые проводят в деревне Тыелга - это и Заклички весны, и Масленица, и Новый год, и свадебные обряды, и банные тренинги, и многое другое. Да тот же печально известный Карабаш представляет немалый интерес для определенных групп путешественников.

Но организованный туризм и неотделимая от него туристическая инфраструктура, на мой взгляд, пока развиты на Урале достаточно слабо. Опять же Алтай, Байкал, Камчатка - это направления, которые у всех на слуху, Южный Урал в этом смысле пока что направление больше «для своих», то есть непосредственно жителей региона, и небольшого числа интересующихся энтузиастов. По-настоящему мощного турпотока здесь пока нет. Поработать над узнаваемостью, прописать полноценные туры,
грамотно их подать, создать условия для полноценного развития сопутствующей инфраструктуры (проживание – питание - дополнительные услуги) - работы, конечно, должно быть проделано много. Но если взяться за нее и сделать это грамотно и комплексно - Южный Урал вполне может если не затмить тот же Алтай, то, по крайней мере, встать с ним на одном уровне.
htmlimage (11).jpg

Хотя если на Алтае, следует отметить, с турпотоком все обстоит достаточно хорошо, то вот развитие инфраструктуры сегодня пока не поспевает за ростом этого потока. Только в прошлом году на Алтае побывали более двух миллионов туристов - это в десять раз больше, чем там проживает местных…

Фото И.Лукьяновой

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»