Меню

Владислав Смирнов: «Показатели рынка труда – индикатор экономики»

9 августа 2018 - автор Андрей Ваганов
Начальник Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислав Смирнов известен тем, что встречи с представителями СМИ начинает с внушительной подборки цифр. Вот и в «Большой редакции» беседа началась с представления ключевых показателей.

Что с безработицей?
- На фоне других регионов России Южный Урал выглядит неплохо, - отметил Смирнов. – Конечно, есть регионы, где уровень занятости выше – это, например, Москва и Санкт-Петербург. Но есть и такие, где безработных гораздо больше.
Если говорить конкретнее, то в Челябинской области уровень безработицы составляет 1,12%. Зарегистрировано 20 800 безработных (в начале года их было 26 700).

- Таким образом, есть положительная динамика, - констатировал Смирнов. – Экономика региона постепенно преодолевает последствия кризиса 14-го года. Это заметно, например, по увеличению числа вакансий – на сегодняшний день их 32 000, и с начала года это число выросло на 6%. Растет и уровень заработной платы, которую предлагают работодатели. Что же касается массовых увольнений, то этот показатель рекордно низкий. Такого не было последние десять лет – шесть работодателей планируют уволить всего 218 человек.

Конечно, в некоторых территориях области сохраняется относительно высокий уровень безработицы. Первые строчки по традиции занимают Нязепетровск (7,3%), Катав-Ивановск (4,7%) и Усть-Катав (4,2%). Это связано с тем, что градообразующие предприятия работают с перебоями, а других вариантов трудоустройства пока мало. Примерно такая же ситуация в Верхнем Уфалее, где уровень безработицы составляет 5,3%. Однако город получил статус ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития), и теперь постепенно сюда приходят инвесторы, открывающие новые производства.

Сохраняется в регионе (и прежде всего на промышленных предприятиях) практика перевода работников на неполную занятость. Традиционно лето – время, когда заказов становится меньше, потому на заводах объявляются сокращенные смены или рабочие недели. Правда, к промышленным монстрам таким, как ЧТЗ-Уралтрак, Челябинские строительные и дорожные машины, автоматно-механический завод, неожиданно присоединились и коммунальщики – ПЖРЭУ Курчатовского района.

Продолжается и работа по переобучению людей, которые не могут трудоустроиться по прежней профессии. В среднем за год пользуются этой возможностью до 6 тысяч человек(в прошлом году переобучено было 4100). Из числа тех, кто просто обратился в центры занятости с просьбой помочь найти новое рабочее место, трудоустроены были 54% , то есть 24 430 человек.
- Мы стараемся обучать людей таким профессиям, которые могут пригодиться им и как наемным работникам, и как самозанятым людям, - рассказал Владислав Смирнов. – Например, те, кто овладел основами компьютерной грамотности, освоил востребованные компьютерные программы, могут найти работу и на предприятиях, и работать на себя. То же касается таких профессий, как парикмахер и мастер маникюра. Однако не везде сегодня можно организовать качественное обучение – к сожалению, число центров профессионального образования в регионе сократилось…

Искать кадры надо вовремя
Отвечая на вопрос о новых рабочих местах, Владислав Смирнов привел отрадные цифры.
-По региону ежегодно появляется около 13-14 тысяч новых рабочих мест, - сказал он. – Однако, к сожалению, работодатели иногда удивляют своим подходом к поиску персонала. За последнее время мы знаем только один проект, инициаторы которого пришли к нам с конкретными просьбами найти к осени текущего года 800 человек конкретной специальности. Обычно работодатели спохватываются в последний момент и просят найти как можно скорее кадры высокой квалификации. Но такие кадры просто так найти невозможно. И не все высококвалифицированные работники пойдут на вакансии, которые недостаточно подкреплены, например, высокой заработной платой. Конечно, у нас существуют предприятия, где подготовкой кадров занимаются специальные подразделения – например, ММК. Но такие примеры единичны.
Сегодня по тому, какие отрасли нуждаются в рабочих руках, можно определить, какие отрасли постепенно начинают рост. Так, еще недавно строительство практически не поставляло вакансий, а сегодня на стройках снова нужны люди, и в гораздо большем количестве. Правда, здесь спрос работодателя удовлетворяется в том числе за счет мигрантов…
Еще одна сфера, которая испытывает дефицит кадров, – это логистика. Связанная с ней сфера торговли так же недоукомплектована. Нужны работники на обрабатывающие предприятия, в пищевую промышленность.

Что же касается востребованных профессий, то, по словам руководителя ведомства, работодателям по-прежнему нужны люди рабочих специальностей.
-Список возглавляют такие профессии, как проходчик недр, резчик камня, электромонтажник. Немало работников требуются на предприятия пищепрома (например, обработчики птицы, жиловщики мяса, операторы упаковочных машин, укладчики хлеба). Традиционно востребованы врачи, фельдшеры и медсестры. Работодателям нужны стрелки охраны и полицейские, музыкальные руководители и шеф-повары. Наиболее невостребованными по-прежнему являются бухгалтеры, юристы и экономисты – в силу того, что на рынке труда нет столько вакансий, чтобы трудоустроить выпускников данных специальностей.
Кстати, по данным Владислава Смирнова, самая низкая безработица – среди артистов.

Возраст риска
Говорили и о грядущих изменениях пенсионного законодательства. Готова ли система переподготовки кадров к работе с людьми предпенсионного возраста?
- Наша система готова, - заверил Владислав Смирнов. – Но, к сожалению, пока федеральное Министерство труда не прислало нам никаких разъяснений по поводу того, как будет организована эта работа. Пока очевидно, что повышение пенсионного возраста прямо скажется на рынке труда, причем заденет не столько поколение 40-50 летних, сколько молодежь. Карьерный рост молодых специалистов будет отложен, так как рабочие места будут освобождаться позднее.
Что же касается возрастной дискриминации при приеме на работу, то ее искоренить сложно.
- Сегодня сотрудники кадровых служб могут найти тысячи аргументов, которые никак не связаны с возрастом кандидата на вакансию. Уличить их в дискриминации практически невозможно. Конечно, есть и такие рабочие места, где возраст не важен. Посмотрите, сколько пожилых людей работает в системе здравоохранения. Возможно, это вызвано тем, что молодежь, несмотря на все усилия правительства, стимулирующего выпускников медвузов, все же неохотно идет работать в больницы и поликлиники. Та же ситуация в сфере образования. Если посмотреть на профессорский состав наших вузов, то молодых лиц там будет очень немного, и никого сегодня эта ситуация не смущает.
Есть и еще одна сторона у этого вопроса – к сожалению, пожилые люди составляют меньшинство среди тех, кто обращается с просьбой о переобучении, повышении квалификации.
- Мы как-то отвыкли от того, что поддерживать свою конкурентоспособность нужно постоянно. Рынок труда зависит от капризов нашей экономики, потому надо бы чаще вспоминать о времени Перестройки, когда многие овладевали несколькими профессиями и были готовы к любым кризисам!

Фото Олега Каргаполова

 

<

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


Новости