Меню

Пандемия не помешала челябинским властям выполнить все социальные обязательства

12.05.2021 17:51 - автор Ирина Яббарова
В южноуральской столице проанализировали эффективность исполнения городского бюджета сразу за два предыдущих года.
Пандемия не помешала челябинским властям выполнить все социальные обязательства
В Челябинске в рамках проведения публичных слушаний подвели итоги исполнения бюджета города сразу за два года — 2019 и 2020. Участие в публичных слушаниях, которые проводила Челябинская городская дума, помимо самих парламентариев принимали представители органов государственной власти, мэрии, Общественной палаты и Молодежной палаты города Челябинска, высших учебных заведений, эксперты, рядовые жители Челябинска.

Стоит отметить, что мероприятие проводилось с учетом санитарно-эпидемиологических мер: зал был заполнен не более чем на 75 процентов, наличие защитных масок и соблюдение социальной дистанции было обязательным требованием. Для тех, кто не смог лично присутствовать на публичных слушаниях, была организована трансляция на официальном сайте городского парламента.

Обсуждение эффективности исполнения городского бюджета сразу за два года обусловлено тем, что в прошлом году, с учетом пандемии новой коронавирусной инфекции и введенных ограничений, от проведения публичных слушаний пришлось отказаться. Об основных параметрах бюджета города за 2019 и 2020 год участникам публичных слушаний рассказала председатель комитета финансов города Ирина Кузнецова.

Так, параметры доходной части бюджета прошлом года составили 52 миллиарда 210,7 миллиона рублей, расходная часть чуть больше — 52 миллиарда 468,2 миллиона рублей. Важно отметить, что львиная доля расходов городской казны была направлена на исполнение социальных обязательств. Более 70 процентов средств от общего объема бюджета было потрачено на социальную политику, образование, здравоохранение, культуру и т. д. В абсолютной величине эта сумма составляет 37 миллиардов 592 миллиона рублей.

image3.jpg

Стоит отметить, что при формировании бюджета 2020 года были учтены некоторые особенности. К примеру, был пересмотрен ряд нормативов по перераспределению доходов. В первую очередь речь идет о том, что с 1 января 2020 года изменилось соотношение по земельному налогу между муниципалитетом и городскими районами. Так, вместо ранее зачисляемых трех процентов районные бюджеты стали получать 30 процентов от общей суммы земельного налога. Однако с учетом этого финансовые поступления от земельного налога в казну города сократились на 470,9 миллиона рублей.

Кроме того, в прошлом году начал действовать новый принцип зачисления штрафов в бюджеты. Отныне они поступают в тот бюджет, который финансирует работу органа, вынесшего штраф. С 50 процентов до 60 процентов увеличен норматив отчислений по упрощенной системе налогообложения. И если сравнивать с 2019 годом, то в прошлом году объем поступивших средств были увеличен на 548,8 миллиона рублей.

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, — изменение самого процесса исполнения бюджета прошлого года. Прежде всего это связано с действующими на Южном Урале ограничениями в связи с риском распространения новой коронавирусной инфекции. Чтобы обеспечить устойчивость всех сфер жизнедеятельности, городским властям пришлось принять ряд непростых решений: был введен режим экономии бюджетных средств, установлен запрет на принятие новых расходных мероприятий, также не обошлось без оптимизации ряда направлений, которая проводилась в несколько этапов. Общая сумма оптимизации составила почти 430 миллионов рублей.

Удержаться на плаву городской казне значительно помогла финансовая поддержка из федерального и областного бюджетов. Прежде всего дополнительные финансовые вливания были направлены в отрасль здравоохранения. Так, из федеральной казны город Челябинск получил 1 миллиард 423 миллиона рублей, еще 1 миллиард 829 миллионов рублей в казну города поступило с регионального уровня. Эти средства были направлены на выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку медикам, а также по ряду других направлений системы здравоохранения.

image1.jpg
В ходе мероприятия были соблюдены все эпидемиологические меры

Если говорить о дефиците бюджета прошлого года, то изначально предполагалось, что сумма будет весьма внушительная — 1 миллиард 72 миллиона рублей, однако фактически дефицит оказался в разы меньше — 257 миллионов рублей, или два процента от общей суммы расходов. Как обратила внимание Ирина Кузнецова, покрыть дефицитные расходы удалось благодаря свободным остаткам финансовых средств в сумме 582,3 миллиона рублей, а также привлеченным заемным средствам в объеме 489,8 миллиона рублей.

Что касается доходной части, то участники слушаний обратили внимание, что структура поступлений в 2019 и 2020 году одинакова и сформирована за счет безвозмездных поступлений, налоговых и неналоговых доходов.

Налоговые доходы составили 12 миллиардов 238 миллионов рублей, это на 321 миллион (или на 2,7 процента) больше, чем в 2019 году. Поступления от неналоговых доходов, напротив, снизились на 363 миллиона (или на 21 процент) и составили в общей сложности 1 миллиард 326 миллионов рублей.

image2.jpg
В ходе слушаний с докладами выступили представители мэрии

В ходе обсуждения исполнения бюджета за два предыдущих года с докладами выступили заместитель главы города по социальному развитию Сергей Авдеев и вице-мэр по городскому хозяйству Александр Астахов. Представители мэрии подробно рассказали о том, на какие именно проекты были направлены в прошлом году денежные средства. Также свою оценку эффективности бюджета города дали эксперты — председатель Челябинской Общественной палаты Геннадий Сапрыкин и завкафедрой экономики, финансов и бухгалтерского учета Челябинского филиала РАНХиГС Наталья Коротина.

Комментируя результаты публичных слушаний, председатель Челябинской городской думы Андрей Шмидт обратил внимание в первую очередь на то, что удалось сохранить социальную направленность городского бюджета, а также стабильную экономическую ситуацию.

image5.jpg
— И это несмотря на то, что 2020 год прошел для нас в режиме пандемии новой коронавирусной инфекции. Несмотря на экономические трудности, на необходимость введения ряда ограничений, более 70 процентов всех расходов городской казны направлены на социальный блок, — обратил внимание спикер городского парламента. — Средства направлялись не только на развитие системы здравоохранения, поддержку образования, социальной политики, спорта, но и на сохранение рабочих мест. А в некоторых случаях нам не только удалось сохранить рабочие места, но и провести индексацию заработной платы. Также в прошлом году бюджет города получил большое количество субсидий и субвенций на реализацию национальных проектов. Речь идет о ремонте дорог, формировании комфортной городской среды, строительстве детских садов. Кстати, что касается развития дошкольного образования, то в настоящее время в городе делается все, чтобы к 2024 году ликвидировать очередность в детские сады.
При этом Андрей Шмидт обратил внимание на один любопытный факт: в Челябинске расходы на социальную политику в два раза выше, чем в соседнем Екатеринбурге. Почти аналогичная ситуация и с вопросами, касающимися природоохранных мер. В нашем городе на эти цели направляется в разы больше финансирования, чем, к примеру, в Перми и столице Свердловской области.
— Также последовательное лоббирование интересов города Челябинска со стороны губернатора Алексея Текслера и мэра Натальи Котовой позволяет привлекать на развитие мегаполиса дополнительные средства, — добавил руководитель депутатского корпуса города.
К слову, Андрей Шмидт, забегая вперед, отметил, что бюджет города на текущий год также социально ориентирован. Более того, в этом году в рамках финансирования ряда направлений учитывается инициативное бюджетирование. Насколько такой подход эффективнее, станет понятно в следующем году.

Фото Дмитрия Куткина

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»