Меню

Как двоечник покорил сцену: ведущий актер НХТ пережил годы скитаний в поисках главной роли

27.03.2023 10:47 - автор Андрей Ваганов
Эксклюзивное интервью «Вечерки» к 60-летию Александра Майера
Как двоечник покорил сцену: ведущий актер НХТ пережил годы скитаний в поисках главной роли
О связи Александра Майера с театром говорит всё вокруг него, даже дата рождения! Фото Дмитрия Куткина

Ведущий актер Нового художественного театра Александр Майер сегодня принимает поздравления сразу с двумя праздниками: накануне Всемирного дня театра ему исполнилось 60 лет. Карьеру, как и многие его коллеги, челябинец начал еще в стенах школы. На сцену он попал по чистой случайности, и вот уже несколько десятков лет его жизнь неразрывно связана с ней. О непростом творческом пути актера, важности правильного театра и режиссера в судьбе — в материале «Вечерки».

Случай или закономерность?


Сегодня с высоты собственного опыта Александр Майер понимает: в жизни человека любая случайность — это непознанная закономерность.
— Ведь каждого из нас Господь одарил каким-нибудь талантом. И тот, кто внимательно прислушивается к себе, в конце концов осознает это и находит свой путь. Так случилось и со мной, — уверен актер.
В школе он получал плохие оценки по русскому языку. Пятерки были лишь по литературе, физкультуре и пению.
— Мою маму вызвали в школу — поговорить о моей успеваемости. А в то время, пока продолжался разговор с учительницей русского языка, в другом классе началась репетиция школьного театра, где ставили «Ревизора», — вспоминает Александр Майер. — И вот в качестве исправительных работ меня попросили прочитать текст роли Хлестакова. Исполнитель этой роли, известный в школе отличник, на репетицию не явился.
image5.jpg
К сцене у Александра Майера врожденный талант. Фото Дмитрия Куткина

Но просто читать новому участнику репетиции было неинтересно, и он начал изображать Хлестакова. При этом получалось так здорово, что вскоре отличник был забыт, а на школьном небосклоне взошла новая театральная звезда.
— Если раньше мое прозвище было «двоечник», то теперь называли «наш артист». Мы с успехом выступали на школьной сцене. Благодаря маме одноклассницы — артистке хора оперного театра — нас одели в великолепные костюмы, — рассказывает актер.
На городском смотре детских театров юного актера сразу заметили и пригласили в народный коллектив «Школьник».
— Тогда «Школьник» был единственным детским народным театром в стране, руководила им Эмма Даммер — настоящий педагог, режиссер с большой буквы. Именно под ее руководством я получил первые серьезные навыки профессии, — говорит Александр Майер.
Несмотря на школьный возраст, дети в театре работали по-взрослому: были и художник, и гример, и костюмер. Играли и спектакли, и литературно-музыкальные композиции. А в новогодние праздники давали по четыре представления за день — но зато потом все вместе ездили отдыхать к морю.

В поисках своего театра


Из «Школьника» Александр Майер перешел в литературный театр «Порыв». Тогда актер открыл для себя поэзию Маяковского и очень хотел научиться хорошо читать стихи.
— Затем был театр «У паровоза». Спектакль режиссера Евгения Ланцова «Последняя женщина сеньора Хуана» так понравился мне, что я сразу захотел стать членом этой команды, и это желание сбылось, — вспоминает артист. — Тогда театр перешел в статус профессионального, и в моей трудовой книжке впервые появилась запись «актер», хотя никакого профессионального образования у меня тогда не было.
image2.jpg
Александр Майер в спектакле НХТ «Светлые души». Фото Юлии Боровиковой

Потом на фестивале «Театральные опыты» Александр Майер увидел спектакль Камерного театра из Екатеринбурга «В ожидании Годо». И почти сразу же решил, что отправится в другой город на поиски своего театра.
— В Камерный театр меня взяли после первого прослушивания. Только жилье в Екатеринбурге пришлось искать самому. Правда, через некоторое время я с этим театром расстался и устроился в другой, — рассказал актер.
За время жизни в Екатеринбурге Александр Майер работал в пяти театрах. Но ни один не стал для него своим. Впрочем, тогда актер и не понимал, что его странствие — это поиск.
— Я просто жил, боролся с трудностями. Где-то отношения не сложились, где-то просто не понравилось, где-то театр распался. Времена были непростые, порой безденежные, порой просто ввергающие в отчаяние от житейской неустроенности. Потом начались проблемы со здоровьем. И я вернулся в Челябинск, — продолжает рассказ Александр Майер.

Театр как второй дом


Прогуливаясь по родному городу, Александр Майер увидел большой портрет знакомой актрисы Лилии Корниловой. Это была афиша Нового художественного театра, который тогда располагался в здании на улице Свободы (теперь там коммерческий банк. — Прим. редакции).
— Я зашел. Встретили меня с распростертыми объятиями и возгласами: «Где ты был все это время?!» Сразу пригласили работать в театре. Тогда я рассказал о своих странствиях, о том, что из Екатеринбурга я вернулся беззубым, хромым и больным, — вспоминает актер. — И потому на первое время устроился я в НХТ звукооператором.
image1.jpg
Александр Майер в спектакле «Метель». Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»)

Именно в этом театре Александр Майер встретился с Евгением Гельфондом — режиссером, который тогда ставил спектакль «Домик на окраине» по пьесе Алексея Арбузова.
— Он как-то сразу разглядел во мне актера. Услышав, как я пою и читаю стихи на вечеринке в честь Женского дня, тут же сказал: «Да ведь ты артист!» И пригласил на роль в новом спектакле «Сильное чувство», — рассказывает актер. — Именно тогда началось наше сотрудничество, которое продолжается уже более 20 лет.
Вскоре Евгений Гельфонд стал главным режиссером Нового художественного театра. А Александр Майер понял: его поиски завершились.
— По силе своего характера, по масштабу дарования только Евгений Гельфонд мог взять на себя эту обязанность. Молодой, веселый, харизматичный, тогда он только что закончил обучение в мастерской Анатолия Васильева и делал первые постановки, — отмечает Александр Майер. — И до сих пор он достойно несет эту ношу, руководит театром, приумножая его славу.

Выход один на один


В Новом художественном театре Александр Майер играет самые разные роли: простого деревенского мужика из Сибири в спектакле «Светлые души» и хозяина дома Купьелло в постановке по пьесе Эдуардо де Филиппо, еврея-стоматолога в пьесе «К тебе, земля обетованная» и интригана-неудачника Лопотухина из спектакля «Метель».
— Однако новым рубежным моментом для меня стало желание сделать моноспектакль. Жанр этот трудный: актер выходит на сцену один, и ему надо объяснить, почему он рассказывает именно эту историю, — уточняет актер. — Перед этим необходимо создать сценарий, в котором должно быть прописано всё: и сквозное действие, и исходное событие.
image4.jpg
Александр Майер на репетиции в НХТ. Фото Юлии Боровиковой

Но если в обычном спектакле актер подчинен внешней воле, выполняя поставленную режиссером задачу, то в моноспектакле он действует и творит самостоятельно:
— Я благодарен за то, что Евгений Гельфонд поддержал меня, разрешил работать на сцене театра, использовать его ресурсы: свет, звук, декорации. Первым спектаклем была композиция по произведениям Сергея Есенина «О верю, верю, счастье есть».
Опыт оказался удачным. Александр Майер играет этот спектакль до сих пор, выступая то на сцене Дома актера, то прямо во дворе особняка Рябининых. И всякий раз зрителя завораживает энергия есенинского стиха, масштаб личности поэта, образ которого создает единственный актер моноспектакля.

Потом появились и другие постановки: «Деньги из Голубой книги» по рассказам Зощенко, «Дуэль с императором» по произведениям Пушкина.
— Последняя по времени работа, «Баллада о солдате», создана из стихов поэтов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, и военных песен. Мы выросли под эти песни. И для меня спектакль — возможность показать, что для всех нас дорого, памятно и, не побоюсь этого слова, свято, — отметил артист.

Слова благодарности


Сегодня Александр Майер — ведущий актер Нового художественного театра, лауреат многих театральных фестивалей, обладатель Гран-при конкурса индивидуальных актерских работ имени Владимира Милосердова. И он не устает благодарить судьбу за встречу с НХТ.

image3.jpg
Фото Дмитрия Куткина
— Для актера очень важно найти своего режиссера, свой театр, где ты можешь на сто процентов доверять партнерам по сцене. Для меня такой театр — это НХТ. И такой режиссер — Евгений Гельфонд, — подчеркивает Александр Майер. — Я благодарен ему за то, что он чувствует мою природу, индивидуальные особенности и помогает раскрыть их. За то, что он доверяет мне. Те успешные моменты, которые мне удалось реализовать за годы службы в театре, во многом его заслуга. Хочется искренне поблагодарить Евгения Михайловича за 20 лет плодотворного сотрудничества. И, конечно, поблагодарить своих коллег за профессионализм, за дружбу. Я счастлив находиться в компании таких талантливых и ярких профессионалов, замечательных людей!
Накануне своего юбилея Александр Майер стал героем подкаста «Так культурно!» медиахолдинга «Гранада Пресс». В нем он рассказал о театральных планах и творческом вечере, которым 27 марта отметит два важных для него праздника.



Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other