Женская обитель в рабочем районе, или Станет ли Плодушка райским садом?
В первом монастыре Челябинска побывали корреспонденты «Вечерки». Он расположен среди многоэтажных новостроек, современных супермаркетов. Но едва заходишь за церковную ограду – словно попадаешь в другой мир, отдаляешься от суеты большого города.
Рядом с храмом по благословению митрополита Челябинского и Златоустовского не так давно было построено новое здание. В нем – монашеские кельи, трапезная, мастерские, комната для занятий воскресной школы, библиотека. Настоятельница монастыря игумения Евсевия (Лобанова) приглашает нашу репортерскую группу в дом. У дверей нас встречает ангельское пение. Нежный детский голосок звучит откуда-то сверху.
По крутым деревянным ступеням поднимаемся на второй этаж. За столом маленькая девочка вместе со старшей наставницей старательно разучивает молитвенные песнопения.
– Это наша послушница София, – улыбается матушка Евсевия. – Конечно, это не значит, что девочка готовится к монашеской жизни. Свой выбор она сделает, когда повзрослеет. Пока ей нравится гостить в монастыре. Это ее решение, и родители не возражают. Девочка узнает, как мы живем, какие послушания проходим, и по мере своих сил будет нам помогать. А послушницей мы называем ее для того, чтобы ребенок чувствовал себя среди сестер как дома.
Каждый день мама приводит шестилетнюю Софию в обитель, где девочка с пользой и радостью проводит день в окружении взрослых сестер. Молитвы и богослужения, пение на клиросе и крестный ход, работа в мастерских, преподавание в воскресной школе и другие труды во славу Божию – такова каждодневная жизнь женской обители.
Визитная карточка дореволюционного Челябинска
В светлом просторном помещении знакомимся с послушницей Марией. Девушка работает с архивными документами. Насельницы по крупицам восстанавливают историю Одигитриевского женского монастыря. В планах – подготовка летописи, создание музея.
История монастыря начинается в середине XIX века, когда подвижница Анна Максимовна Полежаева (в монашестве – Агния) основала в Челябинске первую женскую монашескую общину. В 1862 году ее возвели в ранг монастыря. Он создается в центре города – там, где сейчас гостиница «Южный Урал».
– Перед вами план Челябинска 1875 года. Женский монастырь занимал целый квартал по улице Христорождественской (ныне улица Цвиллинга). А за ним – там, где сейчас здание областной администрации – находилось духовное училище. Если посмотреть карту монастыря, мы видим на его территории Вознесенский храм, Одигитриевскую церковь и много мастерских: белошвейную, золотшвейную, переплетную, иконописную и другие, свечной заводик. Изделия челябинских мастериц славились на всю страну. При монастыре открыли первую в городе церковно-приходскую школу, которая считалась одной из лучших в епархии. Была собрана большая библиотека, – вдохновенно рассказывает Мария. – А это чертеж Вознесенского храма, который сравняли с землей в конце 20-х годов. Не осталось даже фундамента…
В 1864 году Одигитриевскому женскому монастырю выделяют 50 десятин земли в четырех верстах от Челябинска (сейчас это территория Ленинского района города). Был построен храм, освященный во имя Святителя Николая. Близ церкви находился источник, рядом с ним сделали часовню святого Моисея Боговидца. На монастырских угодьях выращивались уникальные для нашего климата фруктовые деревья: яблони, абрикосы, маньчжурский орех и другие. Саженцы привозили со Святой Земли, из всех краев Российского государства. Сестры на научной основе занимались селекционной работой. Минуло больше ста лет, а деревья до сих пор плодоносят.
– Сохранилось 64 вида редких растений. У нас студенты изучают их и почву, на которой они растут. Если этот фонд уничтожат, возродить его будет невозможно, – беспокоится за судьбу Плодушки игумения Евсевия.
А угроза навсегда потерять наследие монахинь минувшего века существует.
Вспомнить всех пострадавших за веру
…Но вернемся к истории. Перед революцией монастырь насчитывал более 360 насельниц. Они вели большое хозяйство, имели скотный двор, пасеку, даже арбузы выращивали. Развитие святой обители прервалось в начале 20-х годов. Был издан указ о закрытии монастыря. Монахинь обвинили в контрреволюционном заговоре, арестовали и сослали в лагеря. Некоторых сестер и священнослужителей расстреляли во дворе Никольской церкви.
Сегодня в память об убиенных за веру Христову совершается лития.
– Мы каждый день молимся об упокоении расстрелянных сестер, чьи имена удалось найти в архивах, – говорит игумения Евсевия. – Но для нас очень важно восстановить имена всех умерших для поминовения их во время богослужений. Будем благодарны, если челябинцы помогут нам в этой работе. Возможно, у кого-то сохранились документальные свидетельства, фотографии, вещи. Мы начинаем собирать экспонаты для будущего монастырского музея. Одигитриевский женский монастырь в свое время был гордостью Челябинска и его жителей, и нам бы хотелось, чтобы город не забывал эту славную страницу своей истории.
В архивах сохранились лишь некоторые документы о дореволюционной жизни одного из крупнейших монастырей Урала. Каждый интересующийся горожанин может найти информацию в Интернете. Но в истории обители остается немало загадок. Утрачены многие документы, исчезли святыни, с землей сравняли практически все монастырские строения.
– Белых пятен очень много, – поясняет настоятельница монастыря. – Например, потерян след живоносного источника во имя Моисея Боговидца, засыпанного в советское время. Неизвестно точное место расстрела сестер. Мы не знаем, какие постройки были на территории монастырской заимки, где находился Никольский храм. Здание, которое занимает ныне действующий храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», судя по архитектуре, не было храмовым. Возможно, в прошлом это домовая церковь.
Вопросов много. Ответы на них предстоит искать новому поколению насельниц возрождающейся обители.
Возрождение монашеской жизни
Прошло совсем немного времени с тех пор, как на бывшем монастырском подворье вновь появились монашествующие в строгих черных облачениях. Сегодня в монастыре живет пять сестер. Все они приехали в Челябинск из других российских городов. Настоятельница, матушка Евсевия, – коренная челябинка. Но прежде жила в другом монастыре, за пределами нашей епархии. Там несла послушание, приняла монашеский постриг. По решению Священного Синода была назначена настоятельницей вновь открывшейся святой обители. Возрождение монастыря началось, как положено, с благословения правящего архиерея.
– В первую очередь мы начали восстановление богослужебного круга – это одно из главных правил монастырской жизни, – рассказывает матушка Евсевия о первых шагах монашеской общины. Службы ведутся примерно в том же режиме, что и в других храмах города: божественная литургия начинается в 8.30, вечернее богослужение – в 16.45. Но кроме того, служится девятый час, повечерие, полунощница.
– Каждый день совершаем крестный ход по территории монастыря, литию на могилах монахинь, читаем каноны. Большую часть времени сестры проводят в молитвах. Только с молитвой, с помощью Божией возможно возрождение монастыря.
У каждой сестры свое послушание. Например, инокиня Серафима занимается шитьем монашеской одежды. Облачение изготавливается строго индивидуально, по установленным законам. Это требует особого мастерства, которому сейчас учится матушка Серафима. Монахиня Макария занимается с детьми в воскресной школе. К слову, к работе с молодежью здесь относятся ответственно и серьезно. Школьники охотно идут в монастырь за информацией: дети пишут рефераты по истории обители, и насельницы стараются им помочь в подготовке исследовательской работы. Студенты ЮУрГУ с интересом приходят на лекции по древнерусскому искусству. В монастыре не просто можно послушать теорию, но и своими глазами увидеть, как создается икона. Сестры под руководством настоятельницы осваивают древнерусские традиции иконописи и с радостью делятся секретами этого искусства.
Урок иконописи
– Мы работаем в традиции древнерусской живописи эпохи расцвета. Этот период связан с творчеством Андрей Рублева и его последователей, – на рабочем столе инокини Марии аккуратно разложены дощечки, флакончики с ярким содержимым и… куриные яйца. – Как в древности, мы используем только натуральные материалы. Берем липовую доску, наклеиваем паволоку. Клей у нас только столярный, мездровый. Прикрепляем шпонку из дуба к доске, чтобы она не деформировалась от времени. Эта технология отрабатывалась веками. И только очень строгое ее соблюдение может дать результат.
Сестра Мария высыпает на белый лист золотистый порошок, добавляет немного воды, яичный желток и уверенно размешивает все маленькой рюмочкой (курантом). Готовит краску для иконописи.
– Используем только натуральные минералы, полудрагоценные камни – лазурит, малахит, киноварь. А у нас на Плодушке мы нашли природный пигмент – золотистую охру. И применяем ее в работе. Эти краски, в отличие от синтетических, имеют прозрачную структуру и могут светиться, – не отрываясь от работы, продолжает мастер-класс инокиня Мария. – Древние иконописцы видели красоту сотворенного мира и старались передать ее на иконах, восхваляя Господа. Ведь в иконе нет ничего случайного. Все имеет смысл.
Под рукой у сестры Марии целый комплект небольших дощечек с фрагментами икон. Это учебные пособия.
– Называются «таблетки», – охотно объясняет наша собеседница. – Эти образцы копируют в столичных музеях студенты иконописной школы Московской духовной академии. Работы выполнены на профессиональном уровне и хранятся в фондах Троице-Сергиевой лавры.
Матушка Евсевия стажируется в отделении иконописи Московской духовной академии, привозит в Челябинск пособия с фрагментами копий знаменитых икон Андрея Рублева. Таким образом сестры получают возможность учиться живописи на лучших образцах древнерусского искусства.
Вот матушка Макария старательно прорисовывает будущий образ. Совсем недавно монахиня впервые взяла в руки кисточку. Рисунок нанести непросто. Чтобы набить руку, приходится постоянно упражняться, копировать сотни образцов.
– Графика очень важна, – поясняет игумения Евсевия. – Линия импульсивная, живая. Очень важно показать это на иконе.
После того как графический рисунок готов, накладывает сусальное золото, затем – слой охры и так далее. Работа кропотливая, многоэтапная. Каждая икона – коллективный труд сестер Одигитриевской обители.
– Мы сейчас завершаем икону святого Георгия Победоносца, – рассказывает монахиня Макария. – Осталось написать лик – это делает матушка-настоятельница. Мы только ученицы и лики пока не пишем.
Икона, которую написала сама игумения Евсевия, – образ Божией Матери «Одигитрия» – станет новой святыней возрождаемой обители.
– «Одигитрия» значит «путеводительница». Само название имеет духовный смысл, – говорит настоятельница монастыря. – Вы видите, что Пресвятая Богородица указывает рукой на Сына Своего, то есть на путь ко спасению.
Островки истории нужно сохранять
– Матушка Евсевия, планы на будущее уже строите?
– Нам бы хотелось здесь, на «плодущке», восстановить красивейший Вознесенский храм, бывший когда-то визитной карточкой города. В 2014 г. депутаты Законодательного собрания приняли решение внести Плодушку в реестр объектов культурного наследия. Теперь «Монастырская заимка «Плодушка» – памятник истории и культуры. Это 29 гектаров земли. Церковь можно бы было построить на подходящем пустыре, не уничтожая деревья, а затем объединить храм с парковым комплексом.
– А каким вы представляете парк?
– Это территория тихого отдыха, где жители города могут спокойно погулять, отрешиться от суеты мегаполиса. У нас есть проектное предложение по благоустройству парка и организации тематических секторов. Например, сад, гуляя по которому можно ближе познакомиться с Библией. Я имею в виду первую книгу Пятикнижия. Условно говоря, горожанин попадает в прекрасный «райский сад», где вдоль аллей развивается библейская история жизни человека в Раю. На каменных скрижалях запечатлены тексты из Ветхого Завета на русском и церковнославянском языках, повествующие о сотворении мира. Скульптурные композиции иллюстрируют поведанную историю, например «Разделение суши и воды», «Адам нарекает имена животным», «Сотворение Евы», «Древо Жизни» и т. д. А прямо из парка человек бы выходил к храму. Визуальная концепция парка сейчас разрабатывается студентами-дизайнерами из ЮУрГУ.
– Возрождать монастырский фруктовый сад будете?
– Собираемся. И только на научной основе. Мы используем материалы директора Ботанического сада ЧелГУ Веры Викторовны Меркер. Наши ученые проводили исследования на Плодушке. Опираясь на них, можно подготовить проектные предложения, в том числе по возрождению монастырского сада. В этих исследованиях просчитаны перспективы развития каждого дерева.
И в муниципалитете, и в администрации района понимают – городу нужны новые парки, тем более в Ленинском районе, где мест для отдыха очень мало. Но есть проблема – земельный вопрос. Бывшие монастырские угодья постепенно уходят под новостройки. Никто не спорит, Челябинску нужны и детские сады, и школы. Но детям нужен и свежий воздух, и места для безопасных прогулок, и достопримечательности, которыми они могли бы гордиться. Ведь история Челябинска – это не только заводы. Это памятники культуры, в том числе монастырь, который славился своей подвижнической жизнью, своими садами и мастерскими, в которых процветали ремесла и искусства. И, согласитесь, когда в Челябинск приезжают гости, их не ведут в торгово-развлекательные комплексы. Им стараются показать городские достопримечательности, сохранившиеся островки истории. Очень хочется, чтобы в Челябинске появилась новая жемчужина, которая украсит город, будет радовать жителей и гостей южноуральской столицы.
<
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»