Меню

Осторожно: на прилавке фальшивая еда

06.02.2017 17:40 - автор Подготовил Сергей ТАРАН
Авторитетный проект «Народный контроль» от партии «Единая Россия» продолжает свою работу. Результаты обследований народными контролерами вызывают большой интерес у читателей «Вечерки». На этот раз поводом для встречи с куратором проекта Вадимом Воробьем стало известие об ужесточении наказания за производство фальшивых продуктов питания.
Осторожно: на прилавке фальшивая еда


Штраф с конфискацией

- «Народный контроль» поддержал инициативу ужесточения наказания за производство фальшивых продуктов, - рассказывает Вадим Анатольевич. - Предложения прозвучали на федеральном уровне - от Роспотребнадзора. Для физических лиц предлагается применять вплоть до уголовной ответственности. А для юридических лиц предусмотрено значительное повышение штрафов, до трех миллионов рублей.

Мы же предлагаем, а это законная мера, конфисковать средства производства фальшивой продукции. Потому что сегодняшняя практика показывает, что какой-нибудь частный предприниматель, как правило ИП или ЧП, производит фальшивую продукцию. К нему приходят — оштрафовали, ушли. А он на следующий день продолжает свое дело.

- Где больше все выявлено поддельной продукции?

- В первую очередь это касается молочной продукции. Фальсификация, к примеру, сливочного масла приносит неплохие деньги. Сегодня стоимость пальмового масла составляет 50 рублей за килограмм. Сливочное масло — уже в районе 300 рублей. Разница ощутимая. При такой рентабельности трудно удержаться дельцам, нечистым на руку. На молоке тоже не меньше можно получить прибыль. Порошковое, так называемое восстановленное молоко имеет себестоимость мене 10 рублей за литр. А молоко в продаже - до 50 рублей. По сыру ничего не могу сказать. У нас, в Челябинской области, сыр не производят, поэтому оценивать сложно. Но считаю, что мера, принятая законодателем, совершенно правильная.

Пальма подливает масла

- Пальмовое масло просто бич какой-то?

- Ужесточение ответственности должно обезопасить нашего гражданина от потребления того товара, которого бы он не хотел, а ему его подсовывают. Есть категория людей, у которых устойчивая аллергическая реакция на пальмовое масло. Это не свойственный для нашей территории продукт. Есть дети, которым по сегодняшним правилам запрещено потребление продукции с пальмовым маслом. Большое количество людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. И для них по-настоящему опасно потребление пальмового масла, потому что оно способствует образованию тромбов и бляшек, что ведет к инсульту и инфаркту. Все эти факторы говорят, что фальшивые продукты просто опасны сегодня для населения. Здесь нужно быть честным. У потребителя должен быть выбор: натуральный продукт дорогой или продукт подешевле, но с использованием пальмового масла.
  
- Некоторые производители честно пишут, что в составе печенья, шоколада, конфет есть пальмовое масло. Как бы нет мошенничества?

- Дело в том, что у нас существуют ограничения. Например, пальмовое масло недопустимо для детского питания. Но его используют в кондитерских изделиях из-за физического свойства держать, что называется, форму. Температура таяния пальмового масла - за 40 градусов. Оно допустимо, но в очень ограниченном количестве. Сомнительных продуктов у нас очень много. Например, чем полезны сухарики, где сплошная химия? Но этот продукт у нас тоже продается. То есть в небольших дозах единовременного приема вреда для здоровья не будет. Но систематическое употребление уже риск. Была в СССР шоколадка «Привет» на основе пальмового масла - мы ее раз в год пробовали, а молочные продукты мы употребляем каждый день. Молоко для ребенка является нормой потребления до 14 лет. Для взрослых людей нормой является кисломолочная продукция. Она, кстати, значительно меньше подделывается, чем молоко. Но тем не менее многие люди употребляют молоко ежедневно. Говорят, у взрослого человека не вырабатывается фермент для переработки молока. Но у тех, кто не переставал пить молоко с детства, он вырабатывается всю жизнь.

Что происходит с гречкой

- Вадим Анатольевич, вы обычно даете анализ цен на продукты питания. Что изменилось сегодня?

- Цена - это очень глубинный фактор. Например, цены на овощную продукцию сейчас ниже, чем год назад. Практически вся линейка: лук, капуста (- 27%), морковь. Вот картофель в цене остался на том же уровне. Снизились в цене и яблоки (- 24%).

- В чем причина этого явления?

- Во-первых, хороший урожай. Во-вторых, научились хранить. Это сложный процесс. Но стали строить овощехранилища с современной технологией сохранения продуктов в углекислом газе, и это позволило доставлять товар качественным, без потерь. В этом же причина удешевления.

«Народный контроль» обнаружил, что из всех круп, которые есть у нас на рынке, за год подорожала только гречка. На фоне подешевевшего пшена, пшеничной муки, риса, овсянки и так далее. Мне всегда интересно провести расследование, узнать, в чем причина явления. Начал смотреть урожай гречки в этом году - он оказался выше, чем в прошлом. Проанализировал объем потребления: значительно выше, чем в прошлом году. И этот рост наблюдается уже несколько лет подряд. Почему? У нас улучшается культура потребления этого продукта. Связано это с тем, что здоровое питание входит в норму жизни. А гречка намного полезней, чем другие крупы. Например, рис шлифованный - одна из самых «пустых» круп: высокая калорийность, легкая усвояемость. Один крахмал, а витаминов нет. А в гречке большое количество микроэлементов, которые делают эту крупу полезной для нашего организма. Она усваивается легко и продолжительно, имеет все свойства для диетического питания. А это стало модным сегодня. Всплеск потребления гречки ведет за собой повышение цены сегодня на 12%.

Диетическое питание сегодня стало модным.


Еще раз про мясо

- Мясо и мясные изделия всегда интересны. Что с ними?

- У нас говядина и свинина подешевели практически на 10%. Начал систематизировать факты. Оказывается, по всей Российской Федерации говядина становится дешевле, потому что стали производить свой продукт.

Следовательно, стало значительно меньше импортной говядины. Ну и второй момент - это самое дорогое мясо, поэтому потребление говядины стало сокращаться из-за падения доходов населения. Любопытно, что только в Челябинской области подешевела свинина. Объемы ее производства превысили объемы потребления благодаря активному развитию свиноводческих комплексов. Такой ситуации нет нигде в соседних регионах. Мясо птицы подорожало, потому что на замену красному мясу приходит более диетическое белое мясо. К тому же мясо птицы в три раза дешевле, чем свинина, и в четыре раза - чем говядина. Спрос идет в этом направлении. Курица — лидер продаж в мясном секторе.

Вдобавок скажу одну новость. Сахар подешевел на 10%. Причина - высокий урожай свеклы. К тому же спрос на наш сахар в Европе снизился вследствие укрепления рубля. Тут четкая взаимосвязь. Рубль за год укрепился на 20% - наши товары немедленно стали менее конкурентоспособными на европейском рынке.

 Говядина сегодня дорогой продукт, который стал менее доступен населению.

Витаминная продукция

- Лимоны и мандарины в зимний период имеют высокий спрос. Апельсины круглый год продаются. А вот мандарины имеют немного другое хранение. Они у нас считаются сезонным продуктом. Так вот цена на мандарины оказалась ниже, чем год назад. Большое количество поставщиков повлияло на это. Тут и турецкая продукция пошла, но очень большой объем поступил из Пакистана. Мандарины эти очень интересные. Несмотря на то, что с косточкой и мелкие, на вид не очень презентабельные, но по вкусовым качествам намного выше турецких. В этом году «Народный контроль» зафиксировал минимальную цену на мандарины - от 44 рублей, это намного ниже, чем год назад. Конкуренция на рынке заставляет дешеветь. Лимоны — тоже доступнее. В прошлом году цена превышала 130 рублей. Теперь своеобразный рекорд падения - 68 рублей. Средняя цена — 90 рублей.

Вырваться из торговых сетей

- А как вы оцениваете работу торговых предприятий?

- Мы смотрим по 24 продуктам питания, входящим в потребительскую корзину. С этой точки зрения и оцениваем работу торговых сетей. Остальное не смотрим, поскольку только наименований продуктов питания более 10 тысяч. Мы не в состоянии произвести такой анализ.

- Но если охарактеризовать самые известные по корзине?

- «Дикси» перестал быть народным магазином по динамике цен и по всем ценовым параметрам. У нас на протяжении ряда лет лучшие цены показывает «Ашан», если смотреть по индексу продовольственной корзины. Несмотря на то, что «Ашан» занимает очень жесткую политику по отношению к поставщикам и к нему есть претензии. К примеру, там не допускают регионального производителя, создавая определенные барьеры.

Большое развитие в Челябинской области получил «Магнит», особенно в формате «семейный». Он в нашем рейтинге на втором месте. На третьем - «Лента». У нее уже пять магазинов. Хороший формат, места выбраны без конкурентов, рядом ни одного гипермаркета. «Лента» традиционно дает хорошие цены на мясо.

aa72c7feb3dcce57e8b9c1f58011bf49.jpg

- А как наши региональные торговые сети?

- «Проспект» работает отдаленно, на Северо-Востоке или на АМЗ. Компания ищет различные форматы для покупателей. Уровень обслуживания очень высокий. Практически к «Проспекту» претензий в этом вопросе не бывает. А в системе «Молния», на мой взгляд, объемы торговли падают. В чем причина, пока непонятно. Может быть, не выдерживают конкуренции, неэффективно используют производственные площади или менеджмент не эффективно работает? Но в этой сети мы обнаруживаем и фальшивые продукты, и значительное сокращение ассортимента. Хотя наша региональная сеть могла бы активно привлекать региональных производителей.

- Это общее мнение: работать с торговыми сетями очень трудно, хотя их становится все больше.

- Показателем является то, что производители начинают ставить свои киоски. Вот агрофирма «Чурилово» по всему городу ставит киоски не от хорошей жизни. Продукция есть, а с сетями трудно. И кондитеры говорят: легче работать через киоск. В сетях, дескать, товар залежится на складе. И вообще логистические издержки такие, что не выгодно. Сети и рассчитываются долго, даже если продукция ежедневного спроса. Следовательно, торговые сети не справляются, не выполняют социальную функцию. Это логистика между производителем и потребителем. Это ведь не только получение прибыли в чистом виде. По последним данным, объемы розничной продажи падают. Падает и покупательская активность из-за падения доходов и высоких цен. Здесь не найдено гармонии между интересами торговли, покупателей и производителей.

- Значит, что-то надо менять?

- Считаю, что торговые сети несут ответственность за создавшуюся ситуацию. Недавно приняты поправки к ФЗ-273. Мы пытаемся навести здесь порядок. Теперь сократили ретробонусы с 10 до 5% и в два раза - сроки оплаты за поставленную продукцию. Думаю, что нужно вообще от них отказаться. По сути, это скрытая торговая наценка.

Но что делают в ответ торговые сети? Они увеличивают штрафные санкции за самые разные нарушения. Есть такие понятия - «недопоставка» и «перепоставка». За каждое такое нарушение санкции там увеличили втрое. Ищут в документах, упаковке различные зацепки. А ведь эти вопросы можно решать на предварительном этапе.

Торговому лобби оказано впервые какое-то сопротивление на федеральном уровне. Надеюсь, что порядок будут наводить и дальше. Одно из предложений, которому сегодня торговые сети сопротивляются, - это открытость торговой наценки.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other