Меню

Назад в светлое будущее!

15.09.2017 15:27 - автор Александр ПАТРИТЕЕВ
Представьте, историческая прямая длиною в 100 лет сжалась в пружину, и вы внутри нее движетесь по спирали: с площади, где проходит революционный митинг, проваливаетесь в окоп Гражданской войны; оттуда переползаете в рабочий барак на пустыре; затем тщетно цепляетесь за табурет в кабинете НКВД, но уже кубарем летите на нары в камере за колючей проволокой. И – дальше, дальше, и все это время на протяжении всего пути по спирали, как в тоннеле, там вдалеке, а кажется, что рукой подать, маячит светлое будущее.
Назад в светлое будущее!
фото Александра ПАТРИТЕЕВА

«На пути в светлое будущее: ХХ век. Советский Союз. Челябинск» - под таким названием накануне презентовал свой новый выставочный проект городской центр историко-культурного наследия. В экспозицию, посвященную 100-летию Октябрьской революции и Дню рождения города, вошли более 1000 экспонатов – подлинных предметов обихода советского человека – и ни одной витрины, практически ни одной.

Выставка выгодно отличается своей интерактивностью, символичностью или, как модно теперь говорить, атмосферностью. И в этом с ней не поспорить даже популярным сегодня квестам, которые пытаются пугать в основном юную публику разнообразными страшилками из мира больной фантазии. Нет, здесь все основано на реальных событиях, имевших место в еще не столь давней истории нашей страны. Особый акцент сделан на Челябинске и челябинцах. Вся экспозиция поделена на несколько интерактивных зон, наполненных символами той или иной эпохи. Наш корреспондент погрузился в каждую.

У мавзолея

Еще в дверном проеме замечаю возвышающуюся в центре зала многоэтажную громаду, направленную во все стороны света. В основании – обрамленный красным постамент. В самой верхней точке – фарфоровый бюст… не сложно догадаться чей. Вся конструкция напоминает то ли мавзолей, то ли пирамиду. Можно трактовать это и как башню Татлина – символ революции. На постаменте – фотографии, листовки, открытки, книжные издания и другие исторические источники.

Однако первое, что встречает посетителей при входе, - это пулемет, словно готовый выскочить из окопа времен Гражданской войны.

В окопе Гражданской

- В годы войны Челябинск несколько раз переходил из рук в руки. У нас тоже были такие окопы. Под Челябинском проходили крупные столкновения красных и белых, - поясняет замдиректора по научной работе центра историко-культурного наследия Артем Александров.

Забраться в окоп не возбраняется, напротив, даже рекомендуется, можно передернуть затвор у лежащей рядом винтовки. Да и сам пулемет – не бутафория. Но, естественно, теперь «зверь» не представляет опасности.

DSC_0269.JPG

Его, как и полное обмундирование красноармейца, предоставили для выставки активисты проекта «Живая история», ориентированного на исторические реконструкции. Но бури революции и Гражданской войны утихают. На смену им приходит гром индустриализации.

В бараке первостроителя

На лежанке – гармонь. На столе – многочисленные газеты, среди которых ордер на получение комнаты в бараке. Согласно ордеру, в комнатушке проживали три человека – семья.

- В отличие от всех наших предыдущих выставок, здесь мы пошли несколько иным путем, - отмечает Артем Александров. – Если раньше показывали те же промышленные гиганты, достижения индустриализации, фотографии заводов, то задача этой выставки – показать взаимодействие человека и власти. Жили работники в совсем не радужных условиях: не было ни отопления, ни горячей воды. При этом энтузиазм не иссякал…

DSC_0288.JPG

У монеты под названием «индустриализация» была и обратная сторона. Строительство светлого будущего контрастировало с застенками НКВД.

В застенках

Отдельное, затемненное помещение пересекает колючая проволока. За ней в камере понуро сидит заключенный (ростовая кукла), уставившись в стену.

- Расстрельная стена? – спрашиваю у экскурсовода.

- Можно по-разному трактовать. У каждого посетителя свое видение: для кого-то – расстрельная стена, для кого-то – застенки НКВД. Но, будучи историками, мы в свою очередь не даем здесь какую-либо оценку. 70 с лишним лет существования СССР – время неоднозначное. Тот же пример 30-х годов, когда на фоне промышленного подъема, строительства заводов – нары, лагеря. И здесь Челябинск тоже не остался в стороне. Небезызвестная всему городу «Золотая гора»…

DSC_0283.JPG

На раскопках

Как раз эта часть экспозиции и защищена стеклянной витриной. Материалы раскопок 1989-го года, фотографии, в том числе отображающие митинг, прошедший на «Золотой горе» 9 сентября 89-го.

- Здесь – личные вещи погребенных, - комментирует Артем Александров. - Намеренно не говорю, что это расстрелянные, репрессированные, поскольку все требует отдельных исследований. Да, были найдены черепа со следами пулевых отверстий. Но вопрос: когда это произошло? Найденные там же монеты датируются 39-м годом. Но это не значит, что, например, в 40-е они не были в ходу. А в годы Великой Отечественной войны в Челябинске находилось много эвакогоспиталей, куда привозили раненых. Есть точка зрения, согласно которой в районе «Золотой горы» хоронили умерших в госпиталях. Там ведь тоже были люди с ранениями. Теперь найти ответы сложно – документов, которые могли бы пролить свет, попросту нет, их либо засекретили, либо уничтожили…

В кабинете энкавэдэшника

Кабинет здесь же, по другую сторону проволоки. Безмолвный сотрудник в форме (снова – ростовая кукла); два телефона, один из которых просто не имеет диска (прямая линия с единственным абонентом); стул и табурет друг напротив друга; между ними на столе – папка с личным делом.

- Мы опять-таки не ставим однозначно знак «минус» или «плюс», ибо та функция, которую выполняли эти органы, не сводится только к карательным мерам, - вступает в разговор главный хранитель фондов Галия Малоушкина. – Накануне войны было огромное количество шпионов, и это исторический факт: перед началом любого вторжения активизируется «пятая колонна». Другое дело, что в связи с тезисом, который провозгласил Иосиф Виссарионович, что по мере строительства социализма классовая борьба будет усиливаться, под эту гребенку попали и многие невиновные. Но однозначно очернять сотрудников НКВД не наша задача. И среди них были пострадавшие от тех же репрессий. Нельзя этот период изображать только черной или только белой краской…

DSC_0276.jpg

На эмоциях

Галия Малоушкина отмечает, что отсутствие витрин на выставке – это, с одной стороны, концепция живой истории, с другой – некий компенсаторный механизм, поскольку выставка рассчитана на разные поколения. - Для молодежи из музейных экспозиций классического типа уходит важная составляющая – эмоциональное переживание события, - добавляет главный хранитель. - Вчера у нас были студенты, для которых это все равно не очень известный материал. Они на эмоциональной волне (сначала их трясет) начинают интересоваться: а как это было? Вот что самое важное: не просто рассказать, но и побудить к тому, чтобы человек не чувствовал себя безродным, понимая, что он здесь родился и это его собственная история. Лично вам как?

- В том кабинете не по себе, - сознаюсь.

- Значит, мы достигли цели, - удовлетворенно говорит Артем Александров. - Несколько за рамками выставки мы оставили Великую Отечественную войну, потому что тема, с одной стороны, сложная, а с другой – достаточно известная. Военное время – время особое, но после войны жизнь не заканчивается, начинается восстановление…

В ожидании наплыва

А вот каким путем это происходило, что менялось впоследствии в сознании советских людей не столько на площадях, сколько в укромных кухнях, вплоть до того, как… этому посвящена вторая часть экспозиции. Надо сказать, она совершенно иная, и то гнетущее состояние, которое не покидает вначале, постепенно испаряется в звуках печатной машинки «Эрика», в голосе Булата Окуджавы на виниловой пластинке и многого-многого другого. Пусть читатели сами увидят все это воочию. Оно того стоит.

- На открытии выставки декан историко-филологического факультета ЧелГУ Наталья Гришина пообещала, что всех своих студентов сюда приведет, - рассказывает Галия Малоушкина. – Кроме того, заходят люди, которые просто проходили мимо и не смогли не заглянуть. Вообще, спонтанные заявки характерны для центра. Так что наши сотрудники будут дежурить по выходным, чтобы проводить незапланированные экскурсии для индивидуальных посетителей. На этой неделе ожидаем наплыв школьников. Конечно, будем рассказывать сообразно психологии восприятия той или иной возрастной группы…

P.S.

Поблагодарив работников центра историко-культурного наследия за живую экскурсию, я уже собирался откланяться, когда в кабинете сотрудника НКВД заскрежетали ножки стула. Или что-то вроде этого.

Два молодых человека, лет 14-15, и сопровождавшая их женщина изучали экспонаты. Исключительно ради кадра я попросил ребят присесть: одного – на стул со спинкой, другого – на низкий табурет. Ничего не объясняя. А они не стушевались. Тот, который сел на табурет, поднял стакан в подстаканнике и смело выпалил сидящему напротив: «Зарплату мне повысь…»

Да пребудет с ними эмоциональная волна.

Проект посвящен, прежде всего, взаимоотношениям человека и власти в СССР. Организаторы отмечают, что после февраля и октября 1917 года началось формирование не только нового государства, но и нового человека – человека советского. Этот процесс затянулся на 70 с лишним лет и проходил не без участия власти. Выставка будет работать до 15 января 2018 года, ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 19.00, по адресу: г. Челябинск, ул. Коммуны, 69.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other