Меню

Чем будем гордиться?

10.01.2018 16:00 - автор Сергей ТАРАН

Под занавес года 2017-го "Сигарный клуб", как уже признанная, состоявшаяся экспертная площадка, мог бы подводить итоги своей активной деятельности. Десятки заседаний, впечатляющий список приглашенных участников дискуссий, ворох актуальнейших тем и искрометные формулировки для решений проблем. Но этим путем не пошел «Сигарный клуб». Видимо, устоять от искушения подвести итоги деятельности всего региона оказалось сложным. И бессменный модератор круглого стола Сергей Крапивин сходу каждого участника нагрузил на первый взгляд простым вопросом: Чем мы можем гордиться, и что у нас не получилось?

Ответ рождался в бурной дискуссии.

Чем будем гордиться?
фото Людмилы ПОТАПОВОЙ

Челябинск на чемоданах

В «Сигарном клубе» перебивают. Так принято. Следить за этим всегда интересно. И как всегда тему «разгонять» выпадает Дмитрию Довженко, депутату Челябинской городской думы, советнику главы Челябинска:

- Наверное, нужно говорить о том, что не получилось. Челябинск борется с двумя проблемами – большой отток человеческого капитала и экология. Ни то, ни другое мы не решили.

- А я считаю, что одной из этих проблем просто нет, - бросается в бой политолог и видеоблогер Андрей Лавров. – Говорить про отток «особо ценного материала», простите, торгашей среднего уровня? Как у нас было устроено? Большие предприятия и вокруг – много фирмочек-прокладочек. Вот оттуда народ и подался, заработав на домик. Сейчас они сокращаются везде. Что, у нас ученые уезжают?

DSC_1233-min.jpg

Директор газеты «Вечерний Челябинск» Сергей Филичкин убежденно:

- Уезжают! Есть мировой рынок труда. Это как океанические течения – от малых городов к большим. Есть мировые центры притяжения.

Лавров:

- Есть мировые тенденции. И Челябинск не отличается от других городов.

- Весь год мы проводили различные исследования, - делится Иван Полукаров, руководитель исследовательского Центра маркетинга и социологии. - Данные подтверждают тенденцию оттока населения в Челябинске. Весной каждый четвертый из группы высокодоходного населения собирался покинуть Челябинск.

DSC_1308-min.jpg

Андрей Лавров остается при своем:

- Это не проблема. У нас всегда люди к старости уезжали куда-нибудь потеплее. Теперь стало больше граждан, которые могут позволить себе Сочи.

Про Генплан и Стратегию выживания

Все-таки всем хочется поговорить о хорошем. В поисках «хорошего» участники дискуссии обратили внимание на то, что город разрабатывает Генплан. И тут слово берет Дмитрий Чудиновских, член общественной палаты Челябинска:

- У меня такое ощущение, что где-то в конце весны процесс создания Стратегии Челябинска остановился, хотя начинался он в конце 2016 года довольно энергично. Ну, хотя бы задумались, что должна быть Стратегия. Собрались эксперты хорошего уровня, и городу это ничего не стоило. Обсуждался и отъезд людей. У нас действительно уезжают выпускники лучших школ. А Челябинск как жил, так и продолжает жить. Но теперь придерживается «стратегии выживания».

DSC_1269-min.jpg

По мнению Чудиновских, к этому вынуждает наш бюджет, который запланирован всего-то на три года. Судя по всему, 2018 год будет с небольшим подъемом – все-таки выборы президента. И при этом бюджет не является «бюджетом развития». Для этого он должен быть на 5-6 миллиардов больше, чем он будет в 2018 году. Однако, если сравнивать с другими городами-миллионниками, то у нас ситуация лучше.

- Но вот, к примеру, возьмем Самару, там с меньшим количеством денег добиваются большего эффекта, - замечает эксперт.

Тему подхватывает Михаил Смирнов, директор рекламного агентства «Элефант»:

- Город перешел на схему выживания. Планирование идет всего на полгода вперед. Поэтому на сегодняшний день Челябинск сравниваем с Омском, следующими будут Курган, Магнитогорск. А ведь совсем недавно планировали на три года вперед в градостроительстве и внешнем оформлении. Разговоры про Генплан – уже не весело. В таком случае вы неминуемо будете лишаться людей, которые планируют дальше. Мы сравниваем себя с Екатеринбургом? 25 лет назад у Челябинска все показатели были лучше. Сегодня мы скользим куда-то вниз. А у наших соседей через полгода пройдет чемпионат мира по футболу. Там вопросами внешнего вида города занимается министерство культуры. Наверное, там многие вопросы решаются в ручном режиме, но они решаются. Год назад Екатеринбург и сейчас – это два разных мегаполиса. Там раз в полгода выпускают бюллетень о внешнем виде города и архитектуре. Сразу видны стратегические прорывы. Если у вас нет такой задачи, вы этим и не занимаетесь.

DSC_1413-min.jpg

Из Челябинска уезжают выпускники трех лицеев города. Если бы они уезжали в Мосвку или за границу, это можно понять. Но они оседают в Екатеринбурге, Тюмени, Казани. Как такое может быть? Нам нужно в Челябинске посмотреть, что у нас есть, провести аудит. Если мы разрабатываем стратегию, то хотя бы понять, когда Челябинск хорошо жил и за счет чего. И опять упираемся в Генплан. В Челябинске никогда не делался Генплан. Для этого должен быть совершенно другой уровень образования. И поэтому занимались Генпланом пришлые люди. Это огромный труд, который здесь невозможно произвести. У нас даже технического задания нет для Генплана. Мы чего хотим-то?

Андрей Лавров:

- Вы мне настроение испортили!

Дмитрий Чудиновских:

- Вы думаете, это негатив? Это позитив. Как только вы увидите проблему, вы начнете ее решать. Есть ключ успеха Челябинска. Потенциал-то остался. Еще можно повернуть в нужном направлении.

- Получается интересная ситуация. Вроде бы что-то делается на уровне стратегии. А если замерять настроение общества, то видно резко негативное отношение ко всему что делается вообще. Можно ли что-то делать, если это не принимается обществом?- бросает вдогонку Лавров.

Тенденция нехорошая, но оттепель будет

Алексей Андреев, преподаватель Южно-Уральского государственного аграрного университета, кандидат экономических наук:

- Об итогах года. Количественные показатели Челябинска и области будут вполне удовлетворительны. Говорить, что мы провалились и катимся под откос или вдруг выросли, не приходится. Но это обманчивое впечатление. Надо рассмотреть картинку в целом и в динамике. Я посмотрел 2011 год – первый год восстановления после кризиса. Взял 2015 год – это первый полноценный год работы команды губернатора Дубровского. Сопоставил 2016 и 2017-й. И обнаружил, что, например, падение числа занятых людей в экономике составило более 10%. А число уезжающих из Челябинской области выросло в два с лишним раза. Численность людей с доходами ниже прожиточного уровня возросло в полтора раза. На лаге в 6-8 лет мы видим явную тенденцию. Розничная торговля в Челябинске третий год подряд падает. Сегодня мы остановились в развитии и так стоим. Хотя появилась очень модная идея индустриализации, что-то типа «Демидов-2». Мы когда-нибудь перестанем молиться на «трубы»? Все-таки нам губернатор постоянно говорит о человеке как о самом главном. Человеческий капитал - в основе теории устойчивого развития. Но мы для себя можем что-нибудь придумать? Пока мы не видим ничего, кроме обрабатывающей промышленности и металлургии. Итак, итоги года – удовлетворительные. Но тренд не очень утешительный.

DSC_1443-min.jpg

Оттепель общественной жизни

- Я считаю, что в экономике начинается оттепель, - говорит Сергей Филичкин. - Еще два года назад Челябинск был завешан аншлагами «Аренда», «Продажа». Малый бизнес был просто в катастрофическом положении. Впрочем, эта проблема касалась не только Челябинска.

Мы же интегрированы в общую экономику. По моему ощущению, начинается легкая экономическая оттепель. Дай бог, чтобы все так шло и дальше. Не знаю, достигли мы дна, или не достигли. Но мне очень нравится, что наступила оттепель в общественно-политической жизни. Про это никто не говорит. На мой взгляд, все элитные войны либо прошли, либо сильно заморожены. Может быть, отложены. В обществе, в Челябинске, идет активная дискуссия. Возникло много площадок, где люди могут общаться, спорить, договариваться. Появляется конкуренция идей. Это здорово. Простой пример. Как только Общественная палата Челябинской области предоставила возможность свободно, открыто обсуждать вопросы экологии, люди тут же ушли с улиц. Мы вели трансляцию. Я видел, что 20-22 тысячи человек сидели на прямой линии, смотрели и слушали. Впервые они получили возможность получать информацию не от уличных крикунов, не от проплаченных публикаций, увидеть действительную конкуренцию предложений, идей. Начинают появляться форматы вроде нашего «Сигарного клуба». Я надеюсь, что они будут востребованы. Вчера с отцом Игорем разговаривал. И мы пришли к мысли, что наша городская элита очень слабая, разрозненная, гнилая, продажная, некультурная, не готовая общаться. Мы сравнивали с Екатеринбургом, где элита – это сбитый кулак. Там между собой ругаются, ссорятся, но они – «сепаратисты». Они за свой город дерутся и отстаивают его интересы. Нам в Челябинске нужно жестче отстаивать городские интересы. Кто должен заниматься проблемами города? Да мы сами этим должны заниматься, а не ждать, что кто-то придет и нам все построит. Не знаю, какие крупные проекты готовятся в городе на следующий год. У меня они запланированы. Мы готовы представить много интересных проектов. Мы провели более 100 пресс-конференций и круглых столов. Любому, кто приходил или обращался, мы давали возможность выступить. Челябинску нужна идеология, культура общения. Если судить по соцсетям, я не знаю других мест, где жители так не любят свой город.

Дмитрий Довженко:

-У нас в Челябинске стало формироваться общество в том формате, в котором должно существовать. Это самое главное достижение уходящего года.

Лавров:

- По поводу любой застройки, спилке деревьев появлялись искусственно созданные общественные организации типа «Молодой гвардии», отыгранной в политических целях. Здесь же реальные люди стали защищать свои интересы, высказывать свои претензии, добиваться своих целей. Есть такие примеры.

Филичкин:

- Вот появился «Стоп ГОК». У меня не однозначное к нему отношение, но таких организаций должно быть много. И между ними тоже должна быть конкуренция программ, идей.

Довженко:

- Не важно, кто проплаченный или нет. Пусть сядут за стол и начнут разговаривать. Тогда все становится понятно. Но нам нужны комплексные проекты.

- 120-130 лет назад где был Челябинск и где был Троицк? – приводит пример Михаил Смирнов. - Это разговор о реперных точках. На самом деле 20 век научил жить проектами. Мы не можем жить «кривыми». Челябинск в войну «зашел» с населением в 240 тысяч. Вышел – в 660 тысяч. Это единственный случай в мире. Сегодня современные города делаются только с помощью прорывных проектов. Пустили Трансиб, и Троицка «не стало». А посмотрите, что у нас пишут в Стратегию. Оказывается, у нас в основе всего будет «сервисная экономика»!

И вот он вопрос вопросов – Что делать? Кажется, сегодня достучаться до властей совсем не проблема. Но беда в том, что власть будет решать их старыми методами. Просто новых инструментов нет. Пока...

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other