Меню

Челябинские эксперты обсудили проблемы общественного транспорта

11.02.2019 15:25 - автор Сергей Таран
На днях дискуссионный «Сигарный клуб» посвятил очередное заседание общественному транспорту
Челябинские эксперты обсудили проблемы общественного транспорта
Тема эта всегда волнительна, потому что слишком много здесь завязано проблем и не менее важных аспектов. Это и комфорт жизни в городе, и безопасность, и, наконец, инвестиции в городскую инфраструктуру. Однако эксперты решили обсудить городское движение в связи с маршрутками.

Разберемся в терминах

51233327_2766043520287310_4163584778991304704_n.jpg

Модератор клуба Андрей Трушников, как и положено, взял слово первым:
– Недавно мы провели опрос среди пользователей соцсетей. Спросили, как относятся горожане к маршруткам? Видятся ли маршрутки в будущей системе общественного транспорта? Что удивительно, в разных соцсетях люди отреагировали по-разному. Но общий итог удивителен. Народ во мнении своем разделился почти поровну: за маршрутки 52%, против — 48%. Куда едем, господа?

Депутат гордумы Дмитрий Довженко:
– Маршрутки – не термин. Это автобусы малой вместимости. И это тоже муниципальный регулярный маршрут.

Доцент кафедры автомобильного транспорта ЮУрГУ Николай Горяев:
– Мы изучаем эту проблему и готовим специалистов для решения проблем городского транспорта. К сожалению, не везде наши специалисты находят себе применение. Сегодня ни один руководитель не имеет профильного образования. Приоритет получают юристы, а не специалисты по безопасности движения. Сегодня все предприятия, занимающиеся транспортом, частные. Две трети челябинского городского транспорта – это маршрутки. Получается, горожане своим рублем голосуют за «автобусы малой вместимости».

Довженко:
– Стоп! Вот здесь я поспорю. Люди не голосуют рублем. Им просто некуда деваться. Они бы и рады поехать на большом городском троллейбусе или на низкопольном автобусе, да не на чем. А маршрутка менее комфортна.

Политолог Александр Мельников:
– Все как произошло? В начале нулевых была система городского транспорта. А маршруток не было. Потом они заполнили определенную нишу, предоставив новый уровень сервиса по доставке: маршрутчики стали ездить там, где в принципе не ходил городской транспорт.

Довженко:
– Соглашусь, что вначале все было цивилизованно. Бизнес занимал свободные ниши. Деревни, новые микрорайоны ждали транспорт годами. Но в какой-то момент маршрутки стали вытеснять привычный городской транспорт.

Научились ездить?

51680011_2766043650287297_2144240234726948864_n.jpg

Начальник отделения ГИБДД Виталий Липовцев:
– На сегодняшний день на территории Челябинска работает более пяти тысяч маршрутных транспортных единиц малой вместимости. Важно отметить, у нас впервые за пять лет в 2018 году наблюдается снижение аварийности на пассажирском транспорте. Пять лет аварийность росла высокими темпами. И вот теперь, благодаря усилиям ГИБДД и транспортного надзора, нам удалось переломить тенденцию. В прошлом году произошло 105 ДТП с пострадавшими. В 2017-м было 125 таких ДТП. Результат получен благодаря профилактической работе среди водителей, должностных лиц, участвующих при перевозке пассажиров.

Горяев:
– Маленькая ремарка: ГИБДД фиксирует так называемую учетную аварийность, где есть пострадавшие или погибшие. ДТП, где есть материальный ущерб, оказывается вне статистики.

Довженко:
– Когда едешь по улице, и в три ряда маршрутки начинают парковаться возле остановки, меня, как водителя, это приводит в тихое бешенство.

Модератор:
– Безопасность – это одно из требований пассажиров по отношению к маршруткам.

Горяев:
– В Питере, если человек работал на маршрутном такси, то его для работы на муниципальном транспорте не берут. Считается, что у него уже сформирована особая поведенческая психология. В этом плане, по моим наблюдениям, уровень вождения в Челябинске на маршрутках и на муниципальном транспорте немногим отличается.

Дорога в будущее

685A9086.JPG

Модератор:
– И специалисты, и обычные люди видят: на рынке транспорта творится определенный беспорядок. Сохранятся ли маршрутки в будущей системе городского транспорта?

Довженко:
– Есть у нас пример Москвы, Санкт-Петербурга. Есть простые решения. К примеру, сделав трамвайную линию Копейск – Челябинск, мы моментально снизим напряженность на въезде в Челябинск. Но надо смотреть мировые тренды. Мы не знаем, куда будут ходить автобусы. Люди живут в одном месте, а работают в другом. Мы можем получить ситуацию, как с ЧТЗ. С Северо-Запада до проходной ходил трамвай, но тогда пассажиропоток был большой. Сегодня такого нет. Автобус в этом смысле проще перенаправить.

Горяев:
– Без маршруток не обойтись. Есть магистральные направления, а есть множество второстепенных, нужных людям. Вместимость автобуса должна соответствовать пассажиропотоку. Кстати, совсем скоро для городского транспорта наступят серьезные изменения. С марта теперь должны лицензироваться все, кто возит пассажиров в городе. Это может существенно повлиять на рынок. Кто-то будет отказываться от автобусов. Кто-то будет избавляться от малых автобусов. Люди голосуют за маршрутки не потому что они удобны, а потому что не хотят ждать на остановке.

Модератор:
– Да. Никто не говорил, что маршрутка – это хорошо, но все отмечали скорость, доступность.

Политолог Александр Мельников:
– В моем представлении проблема упирается в одно: выстроить идеальную модель общественного транспорта можно лишь с ответом на следующий вопрос: за чей счет банкет? Либо это берет на себя бюджет государства (обновление состава автобусов большой вместимости и повышенной комфортности), либо за счет населения (цена билета).

Модератор:
– Почему бизнес не закупает большие автобусы?

Довженко:
- Люди хотят иметь гарантию в течение 10 лет, что за ними будет сохраняться «хлебный» маршрут. Сегодня не все понимают правила игры, зато все понимают, что завтра чего-то можно лишиться.

Горяев:
– Центр города — это всегда магистральные направления. Здесь пассажиропоток большой. Сюда напрашивается подвижной состав большей вместимости. Но есть два нюанса. Необходимо, чтобы все одновременно перешли на новую систему без маршруток, как это произошло в Казани. Как они смогли поделить маршруты между выгодными и невыгодными? У нас ведь как: кто у власти, тот своим дает выгодные маршруты. Остальным — невыгодные. Отсюда появляются всякие нелегалы на дорогах. В Казани все маршруты разделили на три категории: выгодный, средний и невыгодный. И тогда во все лоты вместе с правом на осуществление пассажирских перевозок положили по три маршрута всех категорий. Получилась достаточно честная работающая система. Но как сразу перейти на большой подвижной состав? Действительно, нужна гарантия на большой промежуток времени. А в Казани еще и вышли с просьбой к банку насчет лизинга без первоначального взноса.

Довженко:
– В нынешней системе банковский сектор будет заинтересован в проведении таких сделок.

Мельников:
– В Казани бюджет позволил ей закупить дополнительно автобусы?

Горяев:
– Нет, это все бизнес. В Казани бюджет поддерживает трамваи как экологический вид транспорта.

Мельников:
– Политическая система Казани позволила всех игроков построить, не разделяя их на своих и чужих. Но должна быть выстроена система с учетом социальных рисков, если мы говорим о необходимости пересадок в центре города с маршруток на большой городской транспорт.

Довженко:
– Вы не думайте, что игроки, которые сегодня присутствуют на рынке, будут равнодушно смотреть на происходящее. Они имеют сильное лобби.

До центра и обратно?

685A9072.JPG

Липовцев:
– Центр города несет большую нагрузку, и потому вопросы безопасности движения здесь всегда стоят на особом месте. Здесь же проходят транспортные средства регулярные, транзитные. Логичным выходом из ситуации видится разгрузка центра города.

Модератор:
– Было бы легче, если бы не было маршруток?

Липовцев:
– Было бы легче, если бы все соблюдали правила движения.

Горяев:
– Я вот не соглашусь, что автобусы малой вместимости, они же маршрутки, некомфортны. Там сидячие места ничем не отличаются.

Модератор:
– А сколько всего надо транспорта на наш город?

Горяев:
– Сегодня количество поездок оценивается под миллион, точнее — 900 тысяч. И 300 миллионов перевозит общественный транспорт за год. Две трети маршрутов обслуживают автобусы малой вместимости. В советские времена было три миллиона пассажиров.

Довженко:
– Нет ничего плохого в автобусах малой или большой вместимости. Надо просто грамотно организовать работу городского транспорта в соответствии со всеми современными требованиями. Нам нужно настоящее управление транспортом. Но пока у нас этим занимаются не специалисты, а юристы.

Фото Вячеслава Шишкоедова и Олега Каргаполова.

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»