Меню

Владимир Шамне: «Сегодня меняется культура городской стройки»

21.01.2021 16:00 - автор Сергей Таран
Вице-мэр по строительству Владимир Шамне ответил на вопросы журналистов и жителей об основных направлениях градостроительной политики на текущий год.
Владимир Шамне: «Сегодня меняется культура городской стройки»
Владимир Шамне. Фото Юлии Боровиковой

Cостоялась традиционная «Большая редакция», где журналисты и пользователи соцсетей во время прямого эфира задают вопросы гостю студии. На этот раз у нас гостил Владимир Валентинович Шамне, заместитель главы города Челябинска по строительству. Вице-мэру пришлось ответить на множество вопросов, волнующих горожан.

image2.jpg
Модерировал встречу Максим Бодягин, главный редактор онлайн-издания «Вечерний Челябинск» 

Про детские садики

— В новых микрорайонах Челябинска проживает в основном молодежь, поэтому существует большая потребность в детских садах. За последние годы строительству этих объектов было уделено серьезное внимание. В 2019 году было построено 13 детских садов, в прошлом — девять, в этом году планируется построить восемь детских садов, но планы еще могут корректироваться. В настоящее время идет строительство трех детских садов: на улицах Гранитной, Горького и Хариса Юсупова. В микрорайоне Парковом будет возведено еще два детсада. Это объекты, которые строятся УКСом (управлением капитального строительства). Есть детские сады, которые администрация строит сама. И есть детские сады, построенные застройщиком, которые потом выкупаются городом. Думаю, что еще год-два такой активной работы, и мы впервые за всю историю Челябинска закроем потребность в детских садах. Не будет очереди даже для детей с шести месяцев.

Вопрос от зрителей:
— Садики, конечно, хорошо. Но в нашем микрорайоне рядом с Парковым понастроили кучу домов, а в детскую поликлинику приходится ездить далеко. Будут ли строиться на Северо-Западе новые поликлиники?

— У нас действительно ранее осуществлялась некомплексная застройка, не учитывающая одновременное строительство жилья и различных объектов социального назначения. В настоящий момент находятся в проектировании три поликлиники: одна в Чурилово и две — на Северо-Западе, в 34-м и 48-м микрорайонах. Не исключаю, что строить их будет область.

Зрители:
— Будет ли город строить что-нибудь знаковое?

— Мы столица Южного Урала, и все жители Челябинска хотят видеть свой город столичным. Города, которые так себя позиционируют, имеют знаковые объекты. Нужно прекращать застраивать город типовыми зданиями и сооружениями. В этом отношении мы проводим большую работу, чтобы максимально использовать оригинальные проекты застройки. Хотя есть насущные проблемы. Например, ситуация со школами в новых микрорайонах остается серьезной. В настоящий момент идет проектирование, готовы четыре проекта школьных зданий на 1100 и 1500 мест. Они похожи на школы в «Ньютоне» или в Яблочном. По-моему, это самый удачный проект. Он хоть и типовой, но будет иметь несколько решений фасадов. Мы уже считали, сколько потребуется школ. Например, когда Парковый микрорайон окончательно сформируется, там будет жить порядка 100 тысяч человек. Тогда понадобится построить семь школ и не менее 12 садиков.

— Гигантские школы — это теперь навсегда? А камерные заведения?

— В первую очередь мы строим то, на что есть спрос. В новой школе Образовательный центр № 5 в Парковом, между прочим, в этом году набрали 23 первых класса! А вот школы и садики существующей застройки могут быть подвержены реконструкции, и в этом случае можем получить современные небольшие объекты, если говорить про камерность.

Вопрос от редакторов:
— Вы несколько раз употребили термин «некомплексная застройка», которая у нас в городе процветала. Мы когда-нибудь перейдем к модели комплексной застройки?

— В настоящий момент в каждом конкретном квартале при проектировании учитывается наличие дорог, обеспеченность садиками, школами, парковками. Но строят чаще на основе правил землепользования и застройки, точечно, уплотнительно. В городе не так много территорий для комплексной застройки. Сегодня город переходит от застройки окраин к реновации ветхоаварийного жилья в центре. Планируется проводить реновацию не точечно, а в рамках комплексной застройки: планировать территорию со всеми дорогами и соцобъектами. Без дорог нельзя будет организовать движение общественного транспорта. Документы и регламенты комплексной застройки в рамках реновации в разработке. Это, по сути, новый фронт работ, которым мы будем заниматься.

О культуре стройки

— Сегодня застройщики меняются. При строительстве с ними сразу оговариваем, что необходимо для жилых массивов: школы, садики, дороги, поликлиники. Сейчас поднимаем вопрос о строительстве городских спортобъектов. В каждом районе Челябинска должен появиться физкультурно-оздоровительный комплекс. Чтобы сделать жизнь людей максимально комфортной, доступ к соцобъектам должен быть не более чем в 15 минутах пешей доступности.

image1.jpg

Про спортивные сооружения

— Говоря о спорткомплексах, вы располагаете каким-то решением. Как они будут наполняться?

— Есть типовые проекты, в которых есть большая потребность. Там традиционно имеется спортзал для волейбола, баскетбола и других игровых видов спорта, раздевалки. А рядом уличное спортядро: стадион, воркаут-площадка и пр. Решение фасадов у спорткомплексов может быть различным. Сейчас формируются земельные участки. Кроме того, нужны в городе и знаковые объекты для игровых видов спорта со зрителями. Ключевая фраза здесь «со зрителями», потому что без зрителей нет возможности проведения соревнований серьезного уровня. Не дело каждый раз переделывать под игровые виды спорта арену «Трактор» или Дворец спорта «Юность». Это наносит ущерб тренировочному и спортивному процессу на этих объектах. Повторюсь, идей много, но земельных участков в городе не хватает. При этом есть участки, которые годами простаивают. Сейчас КУИиЗО ведет большую работу с собственниками и арендаторами участков. Также идет большая работа по привлечению инвесторов. Мы хотим, чтобы бизнес участвовал и в проектировании, и в строительстве, и в дальнейшей эксплуатации спортобъектов, может быть, поддерживал какие-то команды. В настоящее время идут такие переговоры. Есть два объекта на 2021 год, которые проектируются за счет частных средств.

— Владимир Валентинович, расскажите о судьбе челябинских недостроев.

— Год назад в городе проводилась очень серьезная ревизия по недостроям. Со всеми собственниками проводились встречи, которые были приурочены к саммитам ШОС и БРИКС. К сожалению, в городе много недостроев в центре города, на первых линиях. Среди них есть знаковые, такие как на Васенко, за Домом быта, как объект на пересечении Свободы и Ленина, возле «Малахита» и так далее. По ним есть несколько вариантов работы: где-то возврат земельных участков в связи с окончанием аренды (силами КУИиЗО), судебные споры. С какими-то застройщиками находим взаимопонимание. Кому-то казалась некомфортной работа при предыдущих форматах городской администрации. На сегодняшний день многое изменилось. Например, на пересечении Ленина и Свободы (на месте прежней ткацкой фабрики), где 20 лет зиял котлован, сегодня активно идет стройка. К концу года, думаем, здесь будет стоять уникальное здание с четырехуровневой подземной парковкой. Еще пример: к школе № 151 возводили пристрой еще с нулевых годов. По разным причинам здание не завершили. Остался трехэтажный недострой — настоящая головная боль: бомжи, антисоциальные элементы, дети, прыгающие по стройке. Все это надо было охранять. Да еще не использовалась полностью школьная территория для учебного процесса. Мы поработали с застройщиком, и в течение лета он бесплатно снес пристрой. В целом работа с недостроями — работа штучная, индивидуальная, и она продолжается.

— Горожане увидели на Алом поле глухой забор. Всех интересует, что там будет построено?

— На сегодня этот участок находится в собственности Российской Федерации. Это не городская земля. Разрешение получено в 2005 году на строительство первой очереди высотного здания гостиницы с жильем и торговым центром. Сейчас идет подготовка к строительству, выносятся инженерные сети. Застройщик — компания «Уралмонтажспецстрой».

image4.jpg

О зеленых насаждениях

— Сегодня меняется культура городской стройки. Я не говорю про мытье колес у грузовиков, чтоб они не разносили грязь по всему городу, — это само собой разумеется. Меняется отношение к ограждениям строек, отношение к зеленым насаждениям, за незаконный снос которых предусмотрены большие штрафы. Призываю жителей: если увидите нарушения — сигнализируйте, мы примем меры. Снос зеленых насаждений — болезненная тема. В этой связи часто приходится разбираться с застройщиками, так как активность жителей в этом вопросе очень высока. И это хорошо. Я знаком практически со всеми городскими активистами. У них есть мой телефон. Многие пишут, сообщают о нарушениях. Чаще всего о том, что рубят лес. Снос зеленых насаждений возможен только при оформлении соответствующих документов и подразумевает компенсационную высадку или выплату, которая поступает в бюджет, и эти деньги идут на озеленение города. Где можно на стройплощадке сохранить деревья, там их сохраняют. Например, на стройплощадке садика на Гранитной росли роскошные ели. Мы на две недели задержали работы — искали того, кто их перевезет и пересадит. Спасибо главе Ленинского района Александру Орлу, он нашел новое место для этих елей. К деревьям в городе у нас очень трепетное отношение. Где можно сохранить — сохраняем. Но есть особенности. Например, на территории детского сада крупномерные старые деревья сохранить не получится, так как они могут быть опасными для детей. Проектами жилых домов подразумевается озеленение. Мы следим за этим, и сегодня меняются требования. Новые деревья и кустарники должны быть достаточно сформировавшимися, а не метровыми вичками. Если они не приживутся, застройщик обязан посадить их вновь. Причем не сорные сорта, а рябины, яблони и так далее.

Соучастное проектирование

Что вы думаете про модное ныне веяние — соучастное проектирование?

— Я один из тех, кто продвигает в городе это направление. В конце прошлого года мы изучали опыт благоустройства в Казани. На сегодня там провели более 300 соучастных проектирований. Перед тем как что-нибудь строить, там собирают местных жителей, активистов. Этот казанский опыт мы применили, работая над проектом каскада парков «Волны» на набережной реки Миасс. Мы даже нашли инвестора, который помог эту сессию финансово организовать, за что ему большое спасибо. Мнение людей, которые собираются и озвучивают свои идеи, очень ценно. Их идеи создают основу для технического задания, которое ляжет в основу проектирования.

Ветхие объекты

— Есть у нас, к сожалению, много объектов в ужасном состоянии, есть объекты, которые никому не нужны. Да, они, с одной стороны, представляют историческую ценность. Но они находятся в таком состоянии, что их реконструкция окажется непомерной с финансовой точки зрения. При этом многие, как, например, бывший элеватор, находятся на территории, неочевидной для коммерческого использования после реконструкции. В то же время у нас есть большие планы по комплексному развитию территорий. Сейчас меняется нормативная база по урегулированию этих вопросов. В центре города у нас остались склады, неэкологичные производства, которые придется выносить, а центр города превращать в настоящий Центр города. Есть проект реновации территории бывшего танкового училища, к которой примыкает и бывший элеватор. В рамках этой реновации будем рассматривать варианты концепции использования сохранившихся зданий. Их представлено несколько. Ищем инвесторов. В поисках идей мы неоднократно проводили конкурсы, в том числе среди студентов. Есть много предложений. У нас много исторических зданий в центре города, которые ждут своей очереди. Будем рассматривать лучший опыт других городов.

Вдоль реки по всему городу

— Когда у Челябинска появится новая набережная? Есть ли надежда?

image5.jpg
Сегодня набережная Миасса не соединяет районы города, а разделяет их. Фото Дмитрия Куткина

— Набережная — самая большая ценность в городе. Река проходит через пять городских районов. И на всем протяжении она не связывает эти районы, а является препятствием. Берега заросшие, местами заболоченные. Поэтому в рамках проекта генплана, который сейчас разрабатывается, река выступает зеленым каркасом города. В будущем здесь должен появиться каскад парков и скверов разной тематики. Будет возможность из одного района в другой дойти пешком или доехать на велосипеде вдоль реки. Работа будет вестись поэтапно. Пока рассматривается проект территории набережной от моста ул. Северо-Крымской до ул. Красной. Администрация активно ищет инвесторов, поскольку благоустроенная набережная повышает стоимость близлежащего жилья на 15 — 20%, участие в таких проектах может быть финансово привлекательным, для застройщиков микрорайонов, строящихся вдоль реки, например таких как Академ Риверсайд, «Манхэттен», Западный Луч и др.

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»