Что челябинские чиновники делали в Дубае

— Владимир Валентинович, некоторые СМИ подали эту поездку в легкомысленном контексте, мол, к морю ездили. Откройте, пожалуйста, секрет, зачем все-таки ваша делегация посетила Эмираты?
— Нет, разумеется. По этой программе Master of Public Administration обучаются мэры и руководители ста городов России.
— Каковы были цели этой поездки?
— Перенять международный опыт. Проанализировать в ходе дискуссий возможности адаптации управленческих моделей и инновационных технологических решений под аналогичные задачи в городах Российской Федерации, в частности в Челябинске. Нам было интересно ознакомиться с передовым опытом развития экономического потенциала Дубая, с примерами внедрения эффективных автоматизированных городских решений и принципами работы концепции умного города для решения городских проблем. В частности, ставилась задача ознакомиться с опытом по внедрению технологий и инструментов финансирования проектов, связанных с энергоэффективностью и управлением водоснабжением, системой обращения с твердыми коммунальными отходами, автоматизированными технологическими решениями управления городом.
— Вы как вице-мэр по строительству что запомнили более всего?
— Сложно выделить что-то одно, поскольку поездка оказалась насыщенной. Большое впечатление произвела поездка в Sustainable City. Там мы ознакомились с опытом создания пригородного поселка с полным набором инфраструктуры, включающей в себя применение зеленых технологий — в частности, там генерируют собственную электроэнергию за счет солнечных батарей, эффективно используют воду на основе замкнутого цикла.
Реализована комплексная застройка, включающая в себя жилье, социальные и коммерческие объекты, зоны отдыха и спорта, теплицы и пр. На территории Sustainable City приоритет отдан экологичному транспорту: электрокарам, велосипедам, самокатам, есть сервис по зарядке электромобилей. Что интересно, проживающие не платят за пользование инфраструктуры поселка, расходы компенсируются за счет коммерческих услуг внутри поселка: школа, отель, апартаменты, спортивные секции, аренда коммерческих площадей под торговлю и так далее.
— Этот опыт применим к Челябинску?
— Да, он вполне может быть применим в части централизованной застройки какого-то поселка в едином архитектурном стиле, включая организацию общественных пространств и социальных объектов.
К сожалению, из-за позиции сетевых организаций у нас на сегодня неприменим принцип возврата и продажи сгенерированной электроэнергии обратно в сеть, а сохранение сгенерированной энергии на аккумуляторных батареях дорого и экономически нецелесообразно.
А вот опыт с очисткой и оборотом очищенной воды показался нам очень перспективным к применению. Интересна также для реализации практика компактных вертикальных теплиц на основе гидропоники, являющейся еще при этом и элементом озеленения и благоустройства общественных пространств.

— После недавнего мусорного коллапса в Челябинске жители осознали всю важность современных технологий обработки твердых бытовых отходов (ТБО). Как поступают с мусором в Эмиратах?
— Мы посетили предприятие Bea’ah, посмотрели их технологии. Понравилась высокотехнологичность и отладка процессов сбора и вывоза ТБО. Всё, что мы видели, очень актуально для Челябинска, причем всё применимо и масштабируемо. Нет каких-то технологий, которые мы бы не смогли применить у нас. Они принципиально не собирают отсортированный мусор. Сортируют его сами на производственной площадке. Объем, глубина и качество переработки такие, что своего мусора не хватает и он в качестве сырья закупается в других эмиратах. Продукты переработки экспортируются в несколько стран.
— Вы упомянули «Умный город». Вам удалось ознакомиться с применением этой концепции на практике?
— Да, в инновационном центре Dtec мы провели разбор конкретных кейсов цифровых решений и их практического применения, ознакомились с информацией о технологических стартапах. Плюсы стартапов в том, что бюджетные средства не тратятся на неотработанные решения. Еще один плюс проекта — тестирование новых технологий на конкретном микрорайоне перед их внедрением и масштабированием. После тестирования их уже можно распространять на весь город для повышения качества жизни. Это тоже актуально и интересно для Челябинска. В городе можно в качестве пилотной реализовать такую практику на одном или двух микрорайонах.
— Что вас заинтересовало в плане развития туризма в Дубае?
— Очень интересный архитектурный и культурный объект Dubai Frame — это современный интерактивный музей истории и будущего Дубая. Мне понравились нестандартные технологические решения, которые там применены, они способствуют популяризации интереса к истории города и его развитию. Это интересная идея сочетания туристического центра и образовательного процесса. Подобные знаковые объекты нужны Челябинску.
— Владимир Валентинович, а что хотелось бы увидеть в большем объеме?
— Конечно, нас особенно интересовали организация и управление системой общественного транспорта. Выступления представителя министерства транспорта без выезда на место и без демонстрации соответствующей презентации из-за ковидных ограничений было явно недостаточно для понимания организации процесса пассажирских перевозок. Тем не менее мы с другими участниками стажировки самостоятельно изучили работу и беспилотного метро, и автобуса, и трамвая, и такси, и водного транспорта, а также организацию системы продажи билетов и стоянок общественного транспорта, что показалось нам полезным и интересным.
Конечно, поездка проходила в непростых условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса COVID-19. Вы знаете, что сейчас многие города в России и мире ужесточают режим в связи с ростом заболеваемости. Тем не менее нам удалось почерпнуть в этой поездке много полезного. Хочется поблагодарить организаторов стажировки за ее проведение, несмотря на сложную эпидобстановку.
Фото предоставлены В.Шамне
Поделиться
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»