Меню

Как помочь ребенку справиться с боязнью общения

23.08.2021 07:30 - автор Ирина Яббарова
Советы специалиста читайте в нашей постоянной рубрике «Консультация психолога».
Как помочь ребенку справиться с боязнью общения


Фото Дмитрия Куткина

— Ребенок боится озвучивать свое мнение, говорит, что не сможет аргументированно возразить. Даже испытывает страх во время уроков, когда учитель просит ответить на вопрос. Как можно помочь ребенку справиться с этими страхами?

image2.jpgНа вопрос отвечает психолог Оксана Ледкова.

— В настоящее время проблема «молчаливых детей» стала наиболее актуальной. Родители часто обращаются за помощью называя своих детей «молчунами», «трусишками» или коротко и емко — «слова из него не вытянешь».

Однако основные причины данного поведения детей не всегда однозначны и, скорее всего, связаны с поведенческими реакциями значимых окружающих — родителей, близких родственников, учителей в школе и даже друзей.

Причины данного молчаливого поведения ребенка могут быть следующие:

  • высокие требования к ребенку со стороны родителей, которые хотят, чтобы он полностью соответствовал их ожиданиям, тем самым не оставляют право на ошибку, ругают и наказывают за любое несоответствие их представлениям;
  • особенности черт характера ребенка, проявление неуверенности и высокого уровня тревожности. Неустойчивая самооценка, скорее всего, заниженная. Медлительный темп деятельности и разговорной речи;
  • проблемное звукопроизношение ребенка также может быть причиной молчаливого поведения (заикание, неправильное звукопроизношение и т. д.);
  • в школьных ситуациях — незнание или непонимание учебного материала или темы, когда ребенок не уверен в себе, в правильном ответе, замыкается и молчит;
  • поведение учителя в момент ответа ребенка. Даже взгляд, поза и другие невербальные жесты взрослого могут повлиять на состояние и поведение ребенка при ответах у доски.
Правильно понимая главные причины «молчаливого поведения» ребенка, можно и нужно ему своевременно помогать.

Например, чтобы устранить причину, вызывающую страх отвечать у доски перед всем классом, можно пробовать другие, более щадящие психолого-педагогические приемы:

  • ответить письменно, на специальном индивидуальном листочке;
  • ответить «на ушко» учителю, создавая доверительные взаимоотношения;
  • ответить не перед всем классом во время урока, а после, на перемене;
  • ответить используя наглядный материал, опираясь на то, что понятно и доступно ребенку;
  • принимать любой ответ (даже если неправильный), при этом похвалить, за смелость и свою точку зрения. Грамотный педагог всегда знает, как в игровой форме подвести детей к правильному ответу.
Внимательный родитель всегда может пообщаться с учителем или классным руководителем, обратив внимание на такую индивидуальную особенность ребенка. При совместном разговоре можно договориться о разных способах решения данной проблемы, главное — ваше взаимопонимание и обоюдное желание помочь ребенку.

Если в школе вы как родитель обозначили проблему и пути ее решения с педагогом, то в домашнем режиме также возможна коррекция. Общаясь со своим ребенком, поддержите его, принимая и понимая, что он боится отвечать перед всем классом. Расскажите свой личный опыт и пример решения данной проблемы, поделитесь своими ошибками и победами, расскажите, что любой человек, тем более ребенок может испытывать напряжение и дискомфорт в любой ситуации — это нормально. Важно снизить значимость данной ситуации и донести до ребенка, что ответ перед всем классом — обычная формальность, через которую проходят все ученики.

В любом случае такому ребенку необходима эмоциональная поддержка от близких и значимых взрослых. Важно не оставлять его одного в сложных ситуациях, а максимально помочь и вовремя обратиться за помощью к специалистам. В данном случае это могут быть и детские психологи (для проработки самооценки ребенка и работы со страхами) или логопеды (для работы со звукопроизношением и проработкой устной речи). В более серьезных случаях возможна помощь врача-невролога, который также порекомендует определенную коррекцию поведения и речевого произношения ребенка.

Такие дети особенно нуждаются в похвале и поощрении, и чем больше мы их хвалим, тем быстрее и лучше результаты — повышение самооценки, нивелирование страхов, повышение веры в себя и свои возможности.

Всесторонняя помощь и поддержка «молчаливого» ребенка, осуществление индивидуального подхода к особенностям ученика, своевременно принятые меры обязательно исправят ситуацию и в школе, и дома. Важно верить в себя и потенциал своего ребенка.

*  *  *

Напомним, в «Вечернем Челябинске» действует рубрика «Консультация психолога». Свои вопросы и обращения (с пометкой «для рубрики «Консультация психолога») вы можете отправлять на электронную почту: vecherka-online@yandex.ru, а также по адресу: 454091, Челябинск, ул. Красноармейская, 111.

Свои вопросы можно оставлять и в группах «Вечернего Челябинска» в соцсетях «ВКонтакте» и «Фейсбук».

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other