Меню

В Челябинске успешно проводится эксперимент по инклюзивному образованию

16.03.2022 13:00 - автор Сергей Таран
Сегодня глава города Наталья Котова посетила школу № 109, где уже третий год проходит социализация особенных детей — они могут общаться со сверстниками и учиться в обычном классе.
В Челябинске успешно проводится эксперимент по инклюзивному образованию


Директор школы № 109 Светлана Аникина рассказала главе города о содержании и ходе реализации инклюзивного проекта.

По ее словам, включение детей с особыми образовательными потребностями проходит на основе ресурсного класса.
— Это детки особые, потому что обычно они учатся в коррекционных школах либо, в своем большинстве, сидят дома. Мы пошли по пути реализации прикладного анализа при обучении детей. Самая главная наша цель — социализировать этих детей, чтобы они могли общаться наравне со своими сверстниками, не чувствовали себя изолированными, — отметила Светлана Николаевна.
Директор подчеркнула, что уже третий год проходит реализация инклюзивного проекта с очень хорошими результатами. Все дети могут общаться со сверстниками, они зачислены в общеобразовательные классы, чувствуют себя уверенно, раскрепощенно.
— Мы набрали целый класс первоклассников. Мы не сталкиваемся с ситуацией разновозрастных детей. Основная методика, с которой мы работаем, это прикладной анализ поведения. Обычно его элементы применяются только в отдельных частных образовательных учреждениях. Но мы отрабатывает модель этого подхода в обычных школах Челябинска, — сказала директор.
Как пояснила Светлана Аникина, прикладной анализ поведения позволяет оценивать способность каждого ребенка, отследить его достижения в разных областях жизни: в быту, образовании, общении. Не секрет, что эти дети пока не могут себя обслуживать, они испытывают затруднения в коммуникации и даже не могут попросить о помощи, если находятся в опасности. Прикладной анализ поведения сегодня отрабатывает именно эти компетенции.
— Каждый ребенок, которого привели в школу, начинает диагностироваться по разным блокам информации. Мы им устраиваем некий дом. А каждая ступенька в развитии — новый кирпичик. Ребенок осваивает навык нахождения в группе сверстников. Если это отрабатываем на 80%, то закрепляем и идем дальше. Это и есть траектория развития ребенка, — уточнила Светлана Аникина.
image2.jpg
Дети в школе № 109 в основном находятся в зоне ресурсного класса. Это не отдельный коррекционный класс, а некая зона сенсорной разгрузки, которая помогает снять психологическое напряжение. При этом все ребята ходят в обычные классы. Особенность этой модели заключается в том, что у каждого ребенка есть тьютор — помощник, который подсказывает и помогает ребенку. Однако главная цель в том, чтобы после школы дети могли находиться в обществе без поддержки.
— В ресурсной зоне сегодня занимается четыре ребенка. А в школе занимается по этой методике 110 детей. Материальная база очень дорогостоящая, как и подготовка специалистов. Но этой методикой пользуются все учителя нашей школы.
Главе города показывают ресурсную комнату, где особые дети могут восстановить хрупкое душевное равновесие.

image4.jpg
Ученица третьего класса, с которой пообщалась Наталья Петровна, не так давно вообще не была социализирована и даже не разговаривала. Совсем. А сейчас это веселый очень общительный ребенок, ничем не отличающийся от сверстников.

Светлана Аникина, директор школы, рассказывает, что оборудование для инклюзивного образования довольно дорого стоит, поскольку здесь имеет значение почти все: особые цвета, фактура предметов, расположение мебели. Очень важно, чтобы дети понимали, где находятся. Сегодня в школе функционируют две сенсорные комнаты.

image1.jpg
Занятия проходят в отдельных обучающих зонах с персональным тьютором.

image6.jpg
Наталья Котова поинтересовалась у ребят их успехами. На вопрос «Нравится ли тебе в школе?» — дружно отвечают: «Да, очень!»

image5.jpg
Председатель комитета по делам образования Светлана Портье рассказывает, что инклюзивные площадки будут открываться во всех районах города, где в этом есть потребность. На сегодня работают уже три.

Директор 109 школы Светлана Аникина подчеркивает, что с самого начала эксперимента было принято решение о том, что особые дети будут полностью включены в общий образовательный процесс, благодаря этому, они не чувствуют себя особенными. Они чувствуют себя полноценными детьми, такой же частью коллектива, как и остальные. Но и другие ребята остаются в выигрыше. Многие из них привлекаются к наставничеству. Вот прямо сейчас десятиклассники разучивают жестовую песню в актовом зале.
— У нас 2 апреля будет праздник для детей с аутизмом. И практически все параллели участвуют в жизни этого класса. Школьники «солнечных» детей считают обычными. Различия не существует.

Председатель комитета по делам образования Челябинска Светлана Портье прокомментировала: 

  • В Городе с ограниченными возможностями здоровья создается целая сеть по потребности. В дошкольных образовательных учреждениях открываются группы для детей с патологией зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и так далее. Поэтому в дошкольном секторе создано 963 группы такой направленности. Есть еще 55 групп, которые занимаются оздоровлением детей. Сегодня две школы работают как федеральные и региональные экспериментальные площадки. В настоящий момент открывается еще одна в 115-й школе и в спортивном интернате для детей с расстройством аутического спектра. Потребность есть в дальнейшем открыть такие площадки в каждом районе города. Сейчас 94 школы (из 129) занимаются инклюзивным образованием.   

       Подводя итоги визита, Наталья Котова отметила, что в Челябинске с 2019 года разрабатываются программы психолого-педагогической помощи особенным детям. А до этого эта категория детей находилась дома.

— Хорошо, что появилась возможность внедрять такие площадки. Они появятся в каждом районе. Сегодня мы побывали на основной площадке. Мы увидели, что за несколько лет достигаются заметные результаты: дети адаптированы и уже ходят на образовательные дисциплины в общие классы. Количество детей, включенных в образовательный процесс, составляет 10%. Эти ребята принимают активное участие и во внеклассной работе, ходят на массовые и спортивные мероприятия. Каждый ребенок имеет возможность заниматься индивидуально с педагогом и психологом, — прокомментировала градоначальница.
Фото ТК «Вечерний Челябинск»

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other