Сумма кредита выросла в разы: челябинец отсудил навязанную при покупке машины финансовую защиту
Есть одно важное и простое правило при совершении любых сделок: внимательно читать документы, на которых предстоит поставить свой автограф. Иначе можно столкнуться с серьезными проблемами. Так случилось с челябинцем Сергеем. При покупке автомобиля в салоне он почти не глядя подмахнул договор, и сумма планируемого автокредита выросла на 313 тысяч рублей. Чем закончилась эта история, и как в подобной ситуации защитить свои права — рассказываем в материале «Вечерки».
Самому Сергею казалось, что он тщательно и осторожно подошел к выбору машины для своей семьи: промониторил сайт, ссылку на который прислал менеджер автосалона, определился с подходящим вариантом, проанализировал свои финансовые возможности. Но уже в самом салоне ситуация пошла не по сценарию.
Сергей и его супруга с порога озвучили, что машину планируют приобретать в кредит. Но заем не должен превышать 700 тысяч рублей, поскольку подъемная для семьи сумма ежемесячного платежа — в районе 10–15 тысяч рублей. Сотрудники салона заверили, что соблюсти подобные условия вполне реально. К тому же, покупку планировалось совершить по программе trade-in, то есть частично в счет погашения кредита решили отдать прежнюю машину.
Но на просьбу Сергея показать выбранный онлайн-автомобиль сотрудник салона пояснил, что это невозможно, поскольку машины нет в наличии. Более того, авто — собственность банка, и надо ждать, пока ее пригонят. Но даже в этом случае продавец вряд ли сможет чем-то помочь. А вот при выборе автомобиля из тех, которые уже есть в наличии у самого салона, проблем точно не будет. Все сделают быстро, четко, без подводных камней.
Сергей и его супруга согласились посмотреть имеющиеся варианты. В ответ менеджер автосалона попросил паспорт и предложил сразу приступить к оформлению кредита. Но даже при знакомстве с документами, которые необходимо было направить на рассмотрение в банк, челябинцу так и не дали шанса взглянуть на машины в наличии. Зато менеджеры изрядно поманипулировали с суммой кредита, да так, что она в разы подросла. А вместе с ней выросла и заработная плата Сергея в документах, которые оформили сотрудники автосалона для банка. При этом покупатель заранее не раз проговаривал свой доход.
Увы, но такие сомнительные финансовые операции Сергея не смутили. И он все-таки решил подписать кредитный договор. В конечном счете сумма займа составила 1 миллион 344 тысячи рублей. При этом более 236 тысяч — это сумма независимой гарантии, а еще чуть более 76 тысяч — финансовая защита автомобилиста.
— Когда подписывал документы, был уверен, что под финансовой защитой понимается обычная страховка, от которой можно потом отказаться, — рассказал Сергей в разговоре с журналистом «Вечернего Челябинска». — Я даже у кредитного менеджера уточнил, могу ли я потом отказаться от этой страховки. Девушка ответила, что могу, но при этом обратила внимание на запрет говорить об этом клиентам. Да, я увидел, что на документах написано «Финансовая защита», но, подумав, что это обычная страховка, вчитываться не стал.
Впопыхах бывает сложно разобраться со всеми пунктами в документах, которые предлагают подписать, а потому многие вчитываются в слова уже после сделки. И только тогда приходит понимание, что формулировки в финансовой защите обтекаемы и малопонятны: «проверки автосалона на качество», «страхование от потери работы», «в случае получения инвалидности или внезапной кончины» и т. д. При этом деньги, внесенные покупателем, поступают не на счет автосалона или банка, а переводятся на реквизиты сторонней организации, которая по условиям договора и предоставляет финзащиту.
На предложение Сергея решить вопрос по возврату переплаченной суммы ни банк, ни автосалон, ни сторонняя организация не отреагировали. А потому челябинец обратился в суд. Фемида встала на сторону Сергея и потребовала возместить потраченные на финансовую защиту и независимую гарантию деньги в полном объеме. Решение суда должно вступить в законную силу в середине ноября.
По словам челябинского юриста Николая Попова, который и представлял интересы Сергея в суде, подобного рода ситуации при покупке автомобиля уже стали системными. Вся схема сводится к тому, что продавцы автомобилей параллельно выступают еще и агентами банков, потому и подписывают кредитные договоры прямо в автосалонах.
— Это дает возможность включить в кредитный договор помимо стоимости автомобиля еще и стоимость дополнительных услуг, и все это выливается в круглую сумму, — комментирует Николай Попов. — К сожалению, многие граждане не читают то, что подписывают. Этим и пользуются недобросовестные продавцы автомобилей, которые при подписании договора подсовывают заявление на перевод денег в стороннюю организацию.
Расторгнуть договор на возмездное оказание услуг по закону можно в любой момент. Это прописано в статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации. А потому юрист рекомендует в таких ситуациях незамедлительно направлять претензию с требованием о расторжении договора в стороннюю компанию, которой и были переведены деньги. Сам кредитный договор в этой ситуации расторгнуть не получится, поскольку банк уже перевел продавцу деньги по заявлению покупателя автомобиля, а также сторонней компании за навязанные услуги.
К претензии обязательно нужно приложить свои банковские реквизиты.
На грани мошенничества
Еще один вариант — подать заявление о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества (статья 159 УК РФ), поскольку есть все признаки, что в автосалоне воспользовались доверием Сергея и перевели деньги в стороннюю компанию за навязанные услуги. Если в ходе доследственной проверки будет установлено, что деньги, перечисленные сторонней компании, получают лица, имеющие отношение к автосалону, состав мошенничества, возможно, удастся доказать.
Однако такие преступления расследуются непросто, ведь все происходит добровольно. Сам поставил подпись, сам заявил о перечислении денег в стороннюю компанию — какие могут быть вопросы к продавцу автомобилей? Установить же, что был умысел на хищение и никто в последующем не собирался оказывать услуги Сергею на 313 тысяч рублей — задача не из легких.
На то, что подобные схемы сродни мошенничеству, обращает внимание и руководитель финансового сервиса одного из челябинских автосалонов Антон Ефимов. При этом, по его словам, за последние два года при вмешательстве правоохранительных органов были закрыты два салона, использовавшие подобные махинации.
Попавшийся в эту ловушку потенциальный покупатель сам отдает паспорт сотруднику, который тут же отправляет запросы в банки. Все страховки банка — это сопутствующие услуги, но есть такое понятие, как период охлаждения, который в течение определенного времени дает право от них отказаться.— Схема заключается в том, что такие автосалоны продают не столько машины, сколько сопутствующие финансовые услуги, — прокомментировал Антон Ефимов. — Она всегда примерно одинаковая: на сайте автосалона потенциальный покупатель видит автомобиль, который будет в два раза дешевле, чем у дилера. В телефонном разговоре сотрудники обязательно подтвердят информацию, пояснив, что просто идет распродажа. А еще ненавязчиво обратят внимание, что такие хорошие цены благодаря прекрасным отношениям с импортерами всех автомобильных брендов. А уже в салоне диалог будет другим. При этом если потенциальный покупатель говорит, что хочет купить машину за наличные, он становится неинтересен такому салону. В этом случае сотрудники в разы завышают стоимость машины. Либо говорят, что автомобиля, который человек выбрал на сайте, нет в наличии, но есть другой — лучше и в полной комплектации. Соответственно, и цена там будет тоже заметно выше. И в первом, и во втором случаях цель одна — убедить человека взять кредит.
А то, что навязывают так называемые серые дилеры, сильно отличается от банковских продуктов. Например, юридическая помощь на дорогах, поручительство юридического лица и многое другое. При этом доказать что-либо будет сложно, поскольку в договоре все формулировки прописаны хитро.
— Однажды мне попался на глаза договор с таким серым дилером, в котором была прописана фраза: «Если вы хоть раз воспользовались нашей услугой, то она считается выполненной», — рассказал Антон Ефимов. — Грубо говоря, прямо в салоне потенциальному клиенту могут предложить показать, что такое юридическая услуга и как она работает. Для этого специалист набирает номер телефона (он, кстати, может начинается даже на 8-800…), а затем покупателю предлагается задать любой, даже самый элементарный вопрос. И после этого разговора услуга считается оказанной, а значит за нее придется платить.
Стоимость таких сопутствующих услуг может доходить до полумиллиона — и это еще не предел.
Внимание на отличия
Чтобы обезопасить себя от сомнительных схем при покупке автомобиля, стоит запомнить несколько важных правил.
Серые дилеры используют в своих схемах салоны-шоурумы — это большие помещения с неплохим интерьером, где можно увидеть множество автомобилей разных брендов и марок. Однако настоящие дилеры специализируются на конкретной марке, им запрещено выставлять в одном салоне автомобили разных брендов. Это чревато лишением дилерства.
Фото Дмитрия Куткина
Псевдодилеры публикуют на якобы официальных сайтах фото машин с сильно заниженным ценником. Но ни один дилер не станет снижать цены в два и более раз, поскольку продавать авто ниже закупа невыгодно.
Серые дилеры, как правило, сотрудничают с экспресс-банками, которые благодаря скрининговой системе принимают решение о кредите за две-три минуты. Зачастую такие банки не представлены в регионах, а вся работа ведется в онлайн-формате. Процентная ставка у них в среднем на 5–10 пунктов выше, чем в любом другом.
В мультибрендовых сомнительных шоурумах потенциальному покупателю могут предложить заключить договор на консультационные услуги, стоимость которых может быть в десятки, а то и в сотни тысяч рублей. Официальный же дилер не станет навязывать подобного рода услуги.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!
Поделиться
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»