Меню

Учитель года из Челябинска объяснила феномен «Слова пацана»

26.12.2023 07:00 - автор Александр Патритеев
Откровенное интервью педагога о системе образования
Екатерина Румбах уверена: к каждому поколению детей можно найти свой подход. Фото предоставлены медиашколой ОЦ № 2
В Челябинске подвели итоги муниципального этапа всероссийского конкурса «Учитель года». Абсолютным победителем стала учитель русского языка и литературы Образовательного центра № 2 Екатерина Румбах. Именно она будет представлять наш город на региональном этапе. Мы поговорили с ней о том, смогут ли в будущем нейросети заменить живого педагога, о современных детях и феномене сериала «Слово пацана», а также о бюрократических нагрузках и профессиональных фишках. Подробности — в материале «Вечерки».

«Учитель года» как марафон на выживание

— Традиционный вопрос: расскажите о себе.

— Я из учительской семьи: моя мама — учитель химии, бабушка в послевоенные годы работала вожатой в школе, мои бабушки по линии деда преподавали математику. Хотя я не особо планировала быть учителем, хотела стать журналистом. Но так сложились обстоятельства, что поступила на филфак, а после первой практики поняла: школа — это мое.

— Наверное, для каждого педагога звание «Учитель года» является некой планкой, к которой он стремится?

— По крайней мере для меня это действительно так. В какой-то момент появляется потребность поделиться своим опытом и перенять опыт коллег. Любой профессиональный конкурс — это история не про то, чтобы себя показать, а про то, чтобы проверить себя, понять, дотягиваешь ли ты до уровня лучших. В конкурсе всегда серьезный отбор, до очного этапа доходят не все, но даже те, кто просто решил подать заявку, можно сказать, лучшие в своей профессии.



— Говорят, «Учитель года» — настоящий марафон на выживание.

— Это марафон, но степень сложности каждый для себя определяет сам. Если ты идешь на конкурс, то уже должен быть готов. Тем более что узнать критерии, содержание конкурса и оценить свои силы и ресурсы можно заблаговременно.

— Какое испытание оказалось для вас самым сложным, подстегнуло на слабо?

— Наверное, «Разговор с учащимися». Если о содержании других испытаний было известно заранее, например, за три дня тебе сообщили тему урока, и ты готовишься, то разговор — всегда некая лотерея. Только входя в класс, узнаешь, на какую из пяти тем будешь говорить с детьми: как они отреагируют на твои вопросы? И это должен быть именно разговор глаза в глаза. Но вот понимаешь, что детей разговорил, уже стало интересно всем, хочется дальше и больше, а рамки в 20 минут все-таки есть… Кстати, о сложности этого испытания говорили и другие коллеги. Но именно после него, пожалуй, каждый конкурсант отмечал, как это было здорово, насколько были отзывчивы дети. За это, конечно, огромное спасибо учащимся гимназии № 80, на базе которой проходил городской этап. Выражу мнение всех конкурсантов, если скажу, что площадка была выбрана идеально — и в плане подготовки детей, и в плане сопровождения конкурсантов, и с точки зрения созданной атмосферы.

«Нам скоро вообще учитель не будет нужен»

— У вас 25 лет педагогического стажа. Выходит, преподаете с конца 90-х годов. Сегодняшние дети отличаются от тех, которые были 20-25 лет назад?

— Отличаются настолько, насколько одно поколение отличается от другого. Обратимся к классике — к Грибоедову, который устами Фамусова говорит, что Софья читает такие романы, которые собрать бы да сжечь, поскольку они плохо влияют на молодых людей. Но все поколения разные: даже ведя уроки в классах с 5 по 11, чувствуешь, что это разные дети, у них разные запросы, сам образ мышления другой. Тем не менее они продолжают оставаться детьми. Кстати, недавно, во время городского конкурса «Педагогический дебют» я стала свидетелем спора о том, смогут ли искусственный интеллект и нейросети заменить учителя.

— И чем завершился спор?

— Конкурсант рассказывал об использовании искусственного интеллекта и нейросетей в деятельности педагога, и от одного из членов жюри прозвучало суждение: если мы будем такими темпами использовать ИИ в преподавании, нам скоро вообще учитель не будет нужен. Надо отдать должное молодому специалисту, который заметил, что, как бы там ни было, нейросети создал человек, и как их использовать, что при этом говорить детям, зависит от учителя.



Мой пример: готовя урок литературы по стихотворению Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», в качестве эксперимента вводила строчки в одну из программ для получения соответствующей иллюстрации. Ни одна из сгенерированных картинок на 100% не отвечала тому, о чем писал поэт. На уроке мы с ребятами пришли к выводу, что, как бы ни была хороша нейросеть, чувства человека может передать только человек.

— О чем еще, кроме нейросетей, можно поговорить с современными детьми?

— О многом. Главное — найти зацепку, благодаря которой тема их заинтересует. А еще — чтобы тебе самому было интересно. Можно войти в класс с горящими глазами: «Ребята, вы знаете, что такое гибриды? А где вы их встречали? А в языке есть слова-гибриды? Оказывается, есть. Это причастия и деепричастия». При этом нужно и не заиграться. Все-таки в школу мы приходим научиться учиться.

Челябинское образование на волне

— Вот, если честно, переложить бы бюрократическую нагрузку в школах на искусственный интеллект, а учителям дать говорить с детьми.

— Бюрократическая нагрузка на учителей сокращается. Вплоть до того, что сейчас разработано тематическое и календарно-тематическое планирование, где требуется только небольшая корректировка под себя. Составить план воспитательной работы класса сам Бог велел, потому что ты понимаешь, какие потребности здесь испытывают дети. Запущенная сегодня ФГИС «Моя школа» в некотором роде тоже снижает нагрузку на учителя. Платформа очень хороша для проведения дистанционных уроков, когда ребенок может поучиться самостоятельно, выполнить упражнения онлайн. И для учителей там есть полезные методические подсказки. Но лично мое мнение — платформа еще нуждается в доработке. Педагогика не консервативная сфера, она постоянно развивается, мы говорим о новых приемах, методиках, технологиях.

— Есть ли, на ваш взгляд, такое понятие как челябинское образование?

— Можно привести один пример? Буквально в начале декабря педагоги Образовательного центра № 2 представляли Челябинскую область на Всероссийской профессиональной метапредметной олимпиаде «Команда большой страны» в Москве. Тот факт, что наша команда стала призером олимпиады, еще одно доказательство, что система образования Челябинска, Челябинской области находится на волне федеральных тенденций. У нас в регионе множество интересных проектов, предлагаются актуальные практикоориентированные курсы. Работа не стоит на месте. Для того чтобы быть интересным своим ученикам, учитель должен учиться постоянно, при этом не находиться в вакууме, сравнивать себя с другими.

«Слово пацана» — это почти по Достоевскому

— Как сами решаете вопрос интересности для учеников?

— От одного современного педагога услышала, что для учителя в этом смысле есть три маячка, три «Н»: «начитанность», «насмотренность», «наслушанность». Отрадно, что на первом месте все-таки начитанность. Но, действительно, сегодня учителю нужно иметь очень широкий кругозор, ведь он конкурирует с тем же интернетом, где можно узнать обо всем. Что касается насмотренности: если сейчас смотрят «Слово пацана», то мы тоже должны понимать, о чем речь. К сожалению, пока не успела посмотреть сериал.

— Не смотрели, но осуждаете?

— Нет. Обязательно посмотрю на новогодних каникулах. Но насколько знаю из разных источников, сериал о том, что происходило как раз во время моих детства и юности. Интересно, как это подано, хотя посыл далеко не романтический, а почти по Достоевскому: преступление в том или ином виде влечет за собой наказание в той или иной мере. Кстати, узнала из соцсетей, что продюсер сериала Дмитрий Табарчук планирует приехать в Челябинск, чтобы выступить в родной школе № 45, поговорить с ребятами, в том числе о событиях 90-х. Меня несколько удивили отрицательные комментарии к этой новости.



— Третье «Н» — «наслушанность»?

— Это не только современная музыка разных жанров, но и всевозможные литературные и педагогические подкасты. Учитель должен находиться в одном потоке со своими учениками, сколько бы лет ему ни было, молодой это специалист или учитель-стажист.

Ответственность. Но тем приятнее поддержка

— Уже готовитесь к региональному этапу «Учителя года»?

Подготовка не прекращается с момента начала конкурса. Сейчас, когда завершился муниципальный этап, я по факту понимаю, где можно было сделать немного по-другому, что было бы более выигрышным. Буду вносить коррективы. Большая ответственность, но тем приятнее поддержка.

На протяжении всего конкурса я чувствовала неимоверную поддержку большой школьной семьи Образовательного центра № 2. За меня болели все от мала до велика, от моих учеников до администрации. И, конечно, семья. Мой старший сын пошел по моим стопам, сегодня он молодой учитель русского языка и литературы. Говоря о команде, хочется добавить, что за время конкурса я ощутила (и не только я), что мы стали командой с конкурсантами — с первого дня мы сопереживали друг другу. А волна положительных эмоций, которая исходила от коллег, когда объявили мое имя в качестве абсолютного победителя городского этапа, дорогого стоит.



 

<

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other