Меню

Легпром: за тех, кто выжил!

15 июня 2017 - автор Сергей Таран
Сергей Сиренко: «Престиж рабочей или инженерной специальности в стране стерт напрочь»
Легпром: за тех, кто выжил!


11 июня, День работников текстильной и легкой промышленности, с особым размахом у нас не отмечается, как, например, День металлурга – местная специфика. Кроме того, слишком мало осталось предприятий легпрома в индустриальной палитре страны да и нашего региона в частности. Однако те, что выжили в раздрае 90-х, устояли под натиском китайского ширпотреба, достойны почета и уважения. Легкая промышленность по-прежнему играет весомую роль в существовании многих отраслей и благополучии населения.

Сегодня оставшиеся на плаву предприятия создают предпосылки для возрождения отрасли и даже ее интенсивного роста. Не случайно же впервые за долгие годы прозвучала тема легкой промышленности на недавнем Петербургском экономическом форуме. Впрочем, даже для сдержанного оптимизма поводов пока маловато.

Вернуть собственный рынок

- Если сравнить объем производств в натуральных изделиях легпрома в 1991 году и сегодня, то можно увидеть: потребление населением товаров легкой промышленности не снизилось, - говорит директор ООО «Фабрика шнуров», председатель комитета по легкой промышленности всероссийской организации «Деловая Россия» Сергей Сиренко. – Чтобы исправить тенденцию, нужна системная работа от лица государства.

Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что предпосылки интенсивного роста сегодня созданы. Но сдерживают его старые, хронические проблемы. Сегодня в большой мере отечественный рынок отдан на откуп иностранным производителям. Это с одной стороны. С другой – агрессивный, ничем не прикрытый контрафакт. Не говоря уже о системном кризисе, от которого никакая промышленность не может укрыться.

- И каждый из нас своими деньгами (задумывался кто-нибудь?) инвестирует развитие производства конкурентов в других странах, - возмущается Сергей Сиренко. - Рост у них произошел не спонтанно. Там не на последнем месте поддержка государства, скрытый или открытый протекционизм. Правда, сейчас на уровне минпромторга появились упоминания отрасли, что она, оказывается, важная, перспективная, что она растет.

В «Деловой России» уже заметили, что легкая промышленность хорошо приживается в тех регионах, где роль этого сектора экономики понимали лучше. Любопытно, что кроме Ивановской области серьезные производства легпрома возникли в Ростовской и Ленинградской областях. И неслучайно, что на этой основе появилась идея создания кластера с целью развивать предприятия индустрии моды, одеть население страны в красивую одежду и даже поспорить с мировыми брендами. Как ни странно, в малом бизнесе в этой сфере — оживление. Многие предприниматели пытаются открыть свое дело в швейном направлении.

- Если получится уравнять условия, защищать своего производителя, стимулировать этот процесс, то рост отрасли неизбежен с возможностью вернуть наш собственный рынок, - считает Сергей Сиренко.

Обуть, одеть и полюбить страну

- Не так все красочно, - вздыхает главный экономист АО «Обувная фабрика «Юничел» Оксана Надеина. - С 90-х годов легкая промышленность погружена в нескончаемый кризис. И сейчас обувщики переживают падение спроса на свою продукцию. Связано это и со снижением реальных доходов населения, низкой покупательской способностью. При этом нам дорогу переходит теневой импорт. Причем об этом мы буквально кричим начиная с 2000 года. Но со стороны государства никаких подвижек не видно. Правда, за последнее время начали работать над внедрением маркировки обуви, что может принести результат. Так это было с установкой чипов на меховых изделиях - чтобы бороться с контрафактом. Российский союз кожевенников и обувщиков уже создает рабочую группу, которая проработает вопросы маркировки. А расходы лягут, конечно, на производителя. Но иначе нелегальный импорт не остановить. Все видели магазины «Планета обуви». Мы узнали, что у этой сети более 140 точек продажи, где кроссовки знаменитых марок продаются по 500 - 600 рублей. Там же продаются лодочки по 300 рублей. Это удивительно! Если посмотреть калькуляцию кожаной модельной пары, с расходом на сырье, фурнитуру, налоги и прочее, то сумма получится в десять раз выше. И это все понимают. Как на таком фоне выживать?

Классические женские туфли на каблучке — 2,5 - 3 тысячи рублей. Сапоги женские — 4 - 6 тысяч рублей. Это минимальные цены, по которым производитель отдает изделия в торговлю.
По данным Челябстата, за последние 26 лет легкая промышленность Челябинской области столкнулась с большим количеством проблем. Системный экономический кризис, уровень конкурентоспособности на внутреннем потребительском рынке, ориентация потребителя на более доступную импортную продукцию. В 2016 году объем производства в текстильных и швейных производствах составил лишь 7,1% к уровню 1991 года. В производстве кожи и изделий из кожи (в том числе обуви) — 23,2%. По сравнению с 2015 годом выпуск продукции на текстильных и швейных производствах увеличился на 1,3%. В производстве кожи и изделий из кожи, обуви — на 4,1%.

Генеральный директор ЗАО «Пеплос» Валерий Захарчук соглашается:

- Действительно, люди меньше покупать стали. Но тем не менее мы на месте не стоим. Последние два года стараемся максимально расширить ассортимент для наших магазинов. Раньше «Пеплос» производил только пиджаки, брюки и костюмы. Остальную продукцию закупали на стороне - в Китае, Турции. А теперь сорочки, школьную форму, трикотаж - все шьем у себя. Майки, футболки, штаны, шорты, плавки — всю номенклатурную линейку. Растут объемы, за счет этого мы снижаем себестоимость на свою продукцию. Учитывая, что сейчас в Китае зарплата в два раза выше, чем в России, то в ближайшее время можно вполне заниматься производством. Нужен только сбыт. Нашу компанию выручает наличие своей торговли.

Поддержкой со стороны государства в отрасли не избалованы. Но вот в прошлом году текстильщикам кое-что досталось. Когда где-то наверху осознали, что камвольных комбинатов в России осталось всего три штуки, приняли решение на всех выделить 600 миллионов рублей. Но при условии, что они продадут швейникам ткань в три раза дешевле для пошива школьной формы для учеников начальных классов. Тогда «Пеплос» купил 100 километров той самой «инвестированной» ткани. Шерстяные костюмы уже в продаже по цене около трех тысяч рублей.
За 2016 год предприятиями текстильных и швейных производств было отгружено продукции на 4088,3 миллиона рублей. Предприятиями, занимающимися производством кожи и обуви, - на 3391,7 миллиона рублей. Небольшой удельный вес легкой промышленности объясняется тем, что характер промышленности Челябинской области исторически сложился с уклоном на металлургию и машиностроение. Задача одеть и обуть жителей региона силами местной легкой промышленности не стояла.
- Сегодня все просят помощи, - говорит директор Миасской швейной фабрики Михаил Попов. - Но не всех слышат. Куда у нас смотрит таможня, когда контрафакт заполоняет рынок? Стоковая система вообще не регулируется. Московские компании роняют местные рынки. Секонд-хенд. Конечно, нужно работать и с людьми. И о престижности нашей профессии в легкой промышленности тоже надо говорить.

На нашем предприятии средняя зарплата швеи - 22 тысячи рублей в месяц. На сдельной работе некоторые работницы получают и по 40 тысяч. Мы шьем хорошие, качественные вещи, потому что оснащены самым современным оборудованием. Я неоднократно говорил, что если нам никто не помогает, то следует создать региональную кооперацию. К примеру, спецодежда должна закупаться у местных производителей. Но мы даже не оберегаем внутренний региональный рынок. Кто угодно приходит к нам продавать. Везут школьную форму. Но мы тоже ее шьем. Однако попробуй-ка сунуться в другую область. Там на административном уровне начинают ставить барьеры. И, знаете, патриотизм еще никто не отменял! В Европе немец старается покупать немецкое, потому что налоги с покупки в конечном счете пойдут его стране. У нас покупательского патриотизма — ноль. Мы с этим не работаем.

Престиж профессии

- Если регион имеет развитую пищевую и легкую промышленность, то его можно считать вполне состоявшимся, - считает директор Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности Инна Пушкарева. - Но у нас почему-то на это не обращают внимание. А факты удручающие. Всего 7% легкой промышленности сохранилось по отношению к 1990 году. Правда, и на базе оставшихся предприятий отрасль может успешно развиваться. Есть кадры, квалифицированные руководители. Наконец, есть спрос со стороны населения. Но без помощи государства ситуацию не выровнять. Мы имеем поколение молодых, которое в каком-то смысле потеряли. Молодые люди не готовы сегодня работать у станка, производить продукт своими руками. Мы много лет воспитывали их на том, что офисный труд — это престижно, круто. Кто сегодня пойдет в ткачихи или ткачи? А в прежние времена конкурс в наш техникум доходил до девяти человек на место.

По словам эксперта, сегодня в Челябинской области осталось всего два учебных заведения, которые готовят специалистов для легкой промышленности. А обучение ребят ведется в основном на устаревшем оборудовании. Не радужно и с трудоустройством. Пока малый и средний бизнес способен предоставить небольшое количество рабочих мест. Многие связывают надежды с созданием кластера легкой промышленности в Челябинской области. Другого выхода из тяжелой ситуации пока не видно. Кластер дал бы возможность создать мощную производственную базу и адресно, точечно готовить кадры. На сегодняшний день в техникуме текстильной промышленности могут готовить по двум остро востребованным специальностям, вошедшим в федеральный реестр, - это «контроль качества продукции» и «монтаж и наладка оборудования» по отраслям.

Легкая промышленность – королева прогресса

- Нет понимания, что из себя представляет отрасль, - констатирует с сожалением Сергей Сиренко. - А знаете ли вы, что легкая промышленность во все сферы проникает? Начиная от авиации и флота, все нуждаются в патрубках высокого давления. Кто производит их армирование? Изготавливают шины для автомобиля. Кто обеспечивает корд? Я уже не говорю про космос, хотя примеры можно множить бесконечно. Сегодня на территории Челябинской области рождаются уникальные предприятия, такие, как «Русский базальт». В технологиях изготовления композитных материалов обязательно присутствует плетение или другие технологии легкой промышленности. Но ситуация такова, что вопрос квалифицированных кадров — это только небольшой сегмент проблем. Престиж вообще рабочей или инженерной специальности в стране стерт напрочь.

А кто же и где будет производить материальные блага в Отечестве?

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»