Меньше 4% челябинцев решают коммунальные проблемы в своих домах онлайн
Управляющие компании в Челябинске начали активно внедрять среди жителей многоквартирных домов цифровые сервисы. Они позволяют не только провести общедомовое голосование в онлайн-формате и оплатить коммуналку, но и в пару кликов решить ряд других вопросов. Какие преимущества это дает владельцам жилья, разбираем в материале «Вечерки».
Тренд на цифровизацию системы ЖКХ в России задали еще в 2013 году: именно тогда началась активная работа над созданием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства — ГИС ЖКХ. Но и спустя 11 лет эта сфера по-прежнему остается практически неохваченной цифровыми сервисами. По данным директора ИТ-компании «Велсофт» Даниила Байгозина, такими продуктами пользуются не более 4% собственников жилья по всей России. В Челябинске и в целом в области ситуация аналогичная.
— Рынок огромный с точки зрения проникновения [цифрового продукта]. Оно очень низкое, и этот рынок еще будет расширяться, — отмечает спикер.Проблему развития цифровой трансформации коммунальной инфраструктуры обсудили на пресс-конференции «АиФ-Челябинск» представители разработчика программ, городского управления ЖКХ, Госжилинспекции и управляющей компании.
Тема цифровизации ЖКХ вызвала оживленную дискуссию среди экспертов. Фото Дарьи Невзоровой
Идея государства о решении коммунальных вопросов с помощью смартфона обрела цифровое решение не так давно — когда выпустили приложение «Госуслуги.Дом». Сервис тестировали для всей страны на территории Челябинской области. После презентации его скачали свыше миллиона россиян. Но для некоторых его возможности оказались закрыты. Позже функционал приложения предложили расширить, включить туда общедомовые чаты и распространить на частные домовладения.
Некоторые управляющие компании пошли еще дальше и сейчас создают собственную экосистему. Она будет удобна не только для жильцов домов и руководства обслуживающей их организации, но и для самих сотрудников коммунальной службы. Опытом такой работы на пресс-конференции поделилась директор сервисной компании «Голос.Комфорт» Наталья Ермолаева. В обслуживании фирмы находятся дома в ряде новых микрорайонов Челябинска и в Екатеринбурге. Трансформацию системы ЖКХ для их управления руководитель сравнивает с банковской сферой.
— Еще 20 лет назад мы пользовались банковскими услугами, когда самостоятельно приходили в отделение банка. Но теперь мы всё делаем онлайн. Сфера ЖКХ идет в эту же сторону, — рассуждает Наталья Ермолаева. — Мы активно развиваем приложение для собственников, где можно оплатить счета за коммуналку, в любой момент оставить заявку, заказать услуги, как опломбирование счетчика, задать вопрос управляющей компании в чате. И дальше приложения будут наполняться теми вещами, о которых мы сейчас даже вообще подумать не можем. У нас уже хороший отклик: проникновение приложения в жилфонде — почти 80%, активных пользователей — порядка 45%. Около 70% их заявок закрываются в течение первых трех дней, и мы стремимся к сокращению этого срока.
Развитие сферы ЖКХ Наталья Ермолаева сравнивает с банковским сектором. Фото Дарьи Невзоровой
Цифровые сервисы облегчают жизнь не только собственникам жилья. Созданная для управляющей компании операционная система позволяет в онлайн-режиме анализировать затраты и формировать отчеты. Все данные передаются в так называемые дашборды с графиками и расчетами для директоров УК, территориальных управляющих и управляющих домов.
— Они могут в оперативном формате смотреть, что в доме происходит, какие нагрузки на инженерный состав, сколько заявок пришло, какой средний срок закрытия заявки, какие заявки висят, где какие-то гарантийные истории в домах, какие нужно взять на контроль уже на более высоком уровне, — приводит пример Наталья Ермолаева. — И это происходит не когда уже инцидент случился — это в принципе ежедневная работа. Сотрудник управляющей компании отслеживает подобного рода вещи.А скоро специальный цифровой сервис появится и у рядовых сотрудников управляющей компании: дворников, слесарей и других. Работать он будет по принципу приложения такси, где водителям не нужно приходить к диспетчеру для получения нового заказа — всё поступает в режиме онлайн на его телефон. Вот и коммунальщикам больше не придется каждое утро получать разнарядки на выполнение заявок в офисах управляющих компаний — вместо этого они смогут сразу приступать к своей работе.
Даниил Байгозин уверен, что у рынка приложений для ЖКХ большое будущее. Фото Дарьи Невзоровой
Внедрить такое современное цифровое решение — задача не из дешевых. Позволить это себе может не каждая управляющая компания. По оценкам Даниила Байгозина, на создание собственного приложения требуется около миллиона рублей. Но есть и бюджетные варианты.
— Есть программные продукты от крупных платформ и экосистем, которые поставляются бесплатно. И затраты, которые управляющая компания могла бы понести на внедрение, перекладываются на комиссии с платежей и блок финансовых транзакций. Такие продукты достаточно доступны. Также есть сервис «Госуслуги.Дом», который де-факто бесплатный, и это вопрос больше желания его внедрения. Это касается фонда, который не имеет возможности собрать деньги на внедрение, — комментирует Даниил Байгозин.Цифровой сервис позволяет собственнику участвовать в управлении своим имуществом в Челябинске, даже если он находится за рубежом. Увидеть объявление на доске в подъезде при традиционной форме голосовании на бумаге он не сможет, а вот при проведении онлайн-голосования обязательно получит уведомление на «Госуслугах» или на свой смартфон. Благодаря этой функции удалось добиться и прозрачности процедуры.
— Много обращений в полицию поступало о нелегитимных протоколах общедомовых собраний, об их подделках. И полиция проделывала большую работу, когда поступало заявление о сверке подписей, ведь есть дома и по 500, и по 1000 квартир, — уточняет замначальника УЖКХ Челябинска Александр Кочерещенко. — При онлайн-голосовании вы подписываетесь электронной цифровой подписью, занесенной в базу, — и легитимность подтверждена.
В мобильных ЖКХ-приложениях эксперты видят больше плюсов. Фото Дарьи Невзоровой
Цифровой сервис облегчил и работу Госжилинспекции. Раньше для проверки протокола голосования специалистам приходилось изучить кипу бумаг. Теперь все это делается вдвое быстрее.
— У нас проведено свыше 1,7 тысячи собраний собственников с использованием онлайн-системы. И времени на рассмотрение жалоб стало тратиться меньше, — резюмирует замначальника главного управления Госжилинспекции по Челябинской области Юлия Турарова. — Я считаю, что электронное голосование в дальнейшем заменит все общие собрания собственников в очной и очно-заочной форме на 99%.Впрочем, тем, кто вообще не в ладах со смартфоном или не располагает необходимой техникой, не откажут в участии в голосовании. Распечатанный бюллетень можно по старинке принести в офис управляющей компании. А в Госжилинспекции для участников онлайн-голосований даже установили специальный компьютер.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!
Поделиться
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»