Меню

Как мы лишились Томинского ГОКа

21.10.2015 12:34 - автор Владимир Филичкин
Конечно же, заниматься наведением порядка и законности в сфере перспективной добычи и переработки медной руды на Южном Урале представителям гражданского общества следовало гораздо раньше. А не тогда, когда в 2015 году активисты движения «СтопГОК» стали пытаться, предотвратить строительство производственных комплексов Томинского горно-обогатительного комбината  под Челябинском, обращаясь с явно запоздалыми воззваниями к президенту страны и ныне действующему губернатору региона, унаследовавшему серьезный «геморрой» от своего предшественника….
Фото Наиля Фаттахова
Решать многочисленные проблемы ГОКа, конечно же, следовало тогда, когда эти месторождения еще принадлежали Челябинской области. И от решения действовавшего тогда губернатора, представляющего интересы населения региона, в рамках его компетенции, действительно очень многое зависело. Но, к сожалению, время необходимое для принятия решительных мер, на мой взгляд, было бездарно и безвозвратно упущено. Да и спрашивать сегодня будет правильнее уже с других. Хотя острейшие проблемы «более чем странной» приватизации меднорудных государственных ГОКов на Южном Урале поднимались своевременно, и на достаточно серьезном уровне.

Соавторы медной Программы

Так в Российской газете 24 мая 2005 года под рубрикой «экобизнес» была опубликована написанная мною статья «Мышьяк, свинец и медные трубы» о явной коррупционной составляющей медного передела бесцеремонно проходившего на Южном Урале. И надо прямо признать, что Челябинская область глазами главной газеты страны, в те годы, воспринималась достаточно скверно:

«Покойному Александру Круку приписывали заглавную роль в проникновении структур близких к «Уралмашу» на предприятия меднорудного комплекса Челябинской области…. Александр Крук и Леонид Беренбаум (его тоже связывали с ОПС «Уралмаш»)…. не только сумели внедриться в процесс выплавки черновой меди, и даже последующей поставки производимой в Челябинской области меди, но и считаются в определенных кругах соавторами Владимира Уткина в написании Программы развития цветной металлургии в Челябинской области….». Засветились тогда же на перспективной «медной теме» в нашем регионе и такие вполне авторитетные екатеринбуржцы как Сергей Терентьев, Валерий Вараксин и Константин Цыганов….

Понятно, что мина под цветную металлургию региона закладывалась вполне профессионально. Возьмем в руки устав открытого акционерного общества «Южно – уральская горнорудная компания», владевшего не так давно всеми основными месторождениями меди и сопутствующих ей драгметаллов. Обратите внимание, что среди ее учредителей была вполне скромная научно-производственная индивидуальная частная фирма «Доминион» в лице генерального директора Владимира Чечулина. Вскоре в тесной компании с Владимиром Игоревичем, окажется, и еще один челябинский предприниматель Александр Лосев - председатель совета директоров ОАО «ЮУГРК»

Первоначально права на три медно-порфировых месторождения Челябинской области — Михеевское (прогнозные запасы — 1,8 млн тонн меди), Тарутинское (1,3 млн тонн) и Томинское (1,5 млн тонн) принадлежали созданной в 1997 году Южно-Уральской горнорудной компании. Ее учредителями первоначально стали правительство Челябинской области, получившее 97% акций, и два челябинских предпринимателя — Владимир Чечулин и Александр Лосев. Однако позже господам Лосеву и Чечулину удалось, казалось бы, невозможное: размыть госпакет до 5%, а затем в 2004 году вообще передать ГОКи зарегистрированной ими в Великобритании компании Chelyabinsk Copper Company Limited (ССС). А британская Eureka Mining Pic. в свою очередь стала единственным акционером Chelyabinsk Copper Company Limited.
Команда Петра Сумина вполне сознательно и весьма безжалостно прикончила компанию «ЮУГРК» в наиболее подходящий для этого момент…

Громкое дело, закончившееся ничем

24 декабря 2004 года следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Российской Федерации Роман Соколов, рассмотрев материалы уголовного дела №18/325526-04, привлек в качестве обвиняемого некоего Виктора Тимашова который по его мнению «совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 174.1 УК РФ – совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, и использование указанных средств или иного имущества для осуществления иной экономической деятельности, совершенные в крупном размере».

На роли этого человека в медносырьевой драме Южного Урала следует пожалуй остановиться поподробнее.

В соответствии с постановлением губернатора Петра Сумина №80 от 12.02.2001 Тимашов был назначен первым заместителем губернатора Челябинской области по промышленной политике и государственному имуществу, членом правительства Челябинской области.

В соответствии с постановлением губернатора Петра Сумина №680 от 30.11.2001 Тимашов был одновременно назначен на должность председателя Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом.

В соответствии с постановлением Петра Сумина №214 от 24.04.2001 Тимашов был наделен так же вполне конкретными полномочиями по организации работы по рациональному использованию и развитию природоресурсной базы области, регулированию отношений природо- и недропользования; воспроизводству и охране природных и минеральных ресурсов; в связи с чем, участвовал в управлении деятельностью комитета по природоресурсному комплексу Челябинской области, координировал и контролировал его деятельность….

Как должностное лицо, курирующее работу указанного Комитета, Тимашов принимал непосредственное участие в разработке и подготовке к утверждению областных нормативных правовых актов, регламентирующих изучение, использования, воспроизведения и восстановления природных ресурсов…..

А главное, пожалуй, для нас сегодня, это то, что интересы Челябинской области, которой непосредственно тогда принадлежал контрольный пакет акций (51%) в ОАО «ЮУРГК», на собрании акционеров компании представлял все тот же вездесущий Виктор Тимашов, как председатель Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом.

К тому же, как установило следствие «разрабатывая план совершения преступления, Тимашов в начале 2002 года в Челябинске принудил председателя совета директоров ОАО «Южно-Уральская горнорудная компания» Лосева А.Л. выступить посредником между ним и предполагаемыми взяткодателями…».

И теперь внимание. Как вы думаете, почему именно все в том же 2002 г. правительство Челябинской области оценило работу «ЮУГРК» как неэффективную, и компанию, владевшую основными месторождениями меди, вдруг лишили лицензии. А право на разведку передали трем ее "дочкам" - ОАО "Михеевский ГОК", ОАО "Тарутинский ГОК" и ОАО "Томинский ГОК". И тут же в результате дополнительной эмиссии акций, организованной должностными лицами администрации Челябинской области, доля государственной собственности в уставном капитале ОАО «ЮУГРК» уменьшилась ровно в десять раз и составила 5,1 процента, так же были переоформлены лицензии на три ГОКа (Михеевский, Тарутинский и Томинский).

Следует признать, что господа Лосев и Чечулин очень своевременно избавились от своих медных активов. 13 января 2005 года соучредители ССС продали 51% ее акций британской Eureka Mining всего за смехотворные $250 тыс. И Челябинская область, таким образом, окончательно лишилась возможности контроля разработки некогда принадлежащих ей месторождений….

Ну и на последок, пожалуй, самое главное в расследовании генпрокуратуры РФ. Как, же, по мнению следователя Соколова Р.О., выглядело основное звено схемы коррупционных злоупотреблений в ОАО «ЮУГРК»:

« Получив пообъектный план и перечень мероприятий, и убедившись, что в нем присутствуют предприятия, с представителями которых через Лосева достигнута договоренность о возврате денежных средств, Тимашов подписывал указанные документы и визировал постановления губернатора или постановления правительства области об их утверждении. Подписанные Тимашовым и согласованные с органами исполнительной власти области, должностные лица которых были введены в заблуждение относительно истинных намерений Тимашова (предположение следователя бездоказательное и, на мой взгляд, совершенно не убедительное – прим. автора), пообъектный план, перечень мероприятий и соответствующие проекты постановлений об их утверждении поступали для утверждения в правительство области или губернатору области (Петру Сумину – прим. автора)».

Ну и дальше: «Губернатор Челябинской области – председатель правительства Челябинской области Сумин П.И., введенный Тимашовым в заблуждение (предположение следователя абсолютно ни чем не подтвержденное – прим. автора)….. своими постановлениями или постановлениями правительства утверждал указанные документы». А раз Петр Сумин не понимал, что подписывал, то какие к нему могли быть претензии…. Да и теперь тоже, что с него спросишь.

 

<


Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other