Меню

Как стратегии не споткнуться на тактике

03.11.2017 09:30 - автор Сергей ТАРАН
В среду губернатору Борису Дубровскому представили проект стратегии развития региона до 2035 года. В ближайшие дни рассмотрят «Стратегию - 2035» и депутаты Законодательного собрания. Важно, что документ, определяющий перспективу развития Челябинской области, пока не принят окончательно. Напротив, он открыт. Власти региона предлагают широкой общественности и специалистам вносить предложения, обсуждать «Стратегию 2035» на стадии разработки, чтобы в следующем году представить на общественные слушания уже в целостном виде.
Как стратегии не споткнуться на тактике


Вполне логично, что очередное заседание на экспертной площадке, называемой в народе «Сигарный клуб», посвятили этой непростой теме.

Дистанция в 17 лет

Депутат Гордумы Дмитрий Довженко, открывая дискуссию, заметил:

- Давайте посмотрим, что нам не надо в 2035 году. Тема эта важная. Уже сейчас нужно сформировать общественное мнение. По поводу «Стратегии - 2035» много критиков, у которых есть и факты, и аргументы. Поэтому воспользуемся тем, что у нас целый год впереди. Надо разговаривать, выслушивать мнения сторон. По моему мнению, разумно пойти от обратного.

- Насколько эффективно разрабатывать стратегию на столь длительный период, в то время как все еще продолжается кризис в экономике? - уточняет модератор Сергей Крапивин.

Политолог Андрей Лавров:

- Дело не в кризисе, а в скорости развития изменений в социуме. Мы говорим о 17 годах. Вспомните, что было 17 лет назад. Наступили разительные изменения. По определенным оценкам к 2050-му году на 30% углеводороды будут вытеснены.

- Изменение внешней среды идет такое, что в пору говорить не о скорости, а об ускорении. Информационный поток возрастает в десятки раз. Поэтому стратегии, которые базируются на работах сейчас, к 2030-м годам, будут не соответствовать запросам времени, - отвечает Довженко.

Лавров: - Футорология как отрасль практически исчезла, потому что она не поспевает за переменами.

Директор компании «Solar Investments» Анастасия Кузьминова:

- Нужно смотреть на ситуацию с учетом ныне обозримого будущего. И оно будет меняться, и стратегию нужно своевременно менять. В «Стратегии» Татарстана прямо прописано, что раз в шесть лет содержание документа пересматривается полностью в части плана мероприятий. Главная часть «Стратегии» – то, чего делать не надо уже с позиций будущего. И наша задача – отсечь такие пути траты бюджетных денег.

Руководитель «Фонда по развитию малого и среднего предпринимательства» Артур Юсупов:

- Считаю, что если не думать о завтрашнем дне, о послезавтрашнем, то планирование невозможно осуществлять. Мы должны видеть какую-то цель даже в горизонте 17 лет.

Председатель комитета по экологии и ресурсосбережению ЮУТПП Андрей Минченко:

- Очень многие мероприятия, которые придется делать уже сегодня, дадут результаты только в отдаленной перспективе. Поэтому то, что горизонт выбран по 2035 год – это нормально. Другое дело, что тут не надо метаться из крайности в крайность. Прошлую «Стратегию» как есть написали на пять лет. Но если мы напланируем всего на 2035 год, а сейчас делать ничего не будем, то к чему придем? Стратегия должна не только определять основные направления, но и содержать емкий план мероприятий на ближайшие два-три года, которые зададут мощные векторы, чтобы менялась экономическая ситуация. Сегодня невозможно предугадать всего, поэтому Стратегия будет меняться неизбежно. В прогнозах, как всегда, недостатка нет. Кто-то говорит, что настанет «зомби-апокалипсис», а кто-то, что останется всего три города на планете.

Директор ИГ «Вечерний Челябинск» Сергей Филичкин:

- У древних греков была такая поговорка: «Если ты не знаешь, куда хочешь приплыть, у тебя не будет попутного ветра». Мы четко должны понимать, чего хотим добиться. Есть тенденции большие, масштабные, эпохальные, которые не зависят от небольших кризисов. Мы живем в эпоху огромных социально-демографических изменений. Огромные миграционные процессы происходят. Мы входим в мир, где не будет границ, где бескрайние пространства надо будет заполнять. Мы видим информационную революцию, которая разворачивается на наших глазах. При этом надо вписаться в мировую экономику, в общероссийскую, найти свою нишу.

С чем останется регион

- Как можно хотеть то, что не изобретено? Мы глобально не понимаем, что будет через 17 лет, - говорит Довженко. - Металлургию я не считаю драйвером через 17 лет. Нужно развивать биомет. Это та отрасль, которая в будущем будет востребована.

- Наш регион может это развивать? - возражают ему.

- Если есть цель, под нее создаются условия. Это набор технологий, связанных с продолжительностью человеческой жизни. Нужно создавать научную школу.

- А наша экология как-то связана с биометом? - Это вопрос целеполагания. Какие деньги мы будем туда вкладывать.

Считаю, что подход к нашей экологии — следует говорить: «у нас плохо, но это можно компенсировать».

Лавров как всегда с легким пессимизмом:

- Я предполагаю в будущем войну цивилизаций. И буду призывать всячески закрывать границы и ограничивать миграцию.

Но политолог отмечает:

- В основании всего лежит образование. Прибавочная стоимость создается людьми — человеческим капиталом. А это здоровье, образование, компетенции. Металлургия — прошедшая эпоха. Если страна останется сырьевым придатком — наш путь в «морлоки». Другой сценарий — человеческий капитал и образование. Создание технологий высоких компетенций.

- Какой путь мы признаем верным в текущей ситуации? - говорит Кузьминова. - У нас есть инерционный путь, который никому не нравится. Колея, сформированная десятилетиями. Чтобы понять от чего надо отказаться, надо понять куда идем. Индустрия компонентов и материалов? Вся наша индустрия сформирована таким образом. Но проходят эпохи, металл заменяется другими материалами, одни детали — другими. Нам надо отталкиваться от нашей инженерной школы. Но у нас очень мало конечного продукта.

Из наших слабостей надо сделать сильные стороны. Плохая экология? Мы можем натренироваться эту экологию улучшать. Есть у нас плохие дороги. Мы можем и здесь успешно заняться.

- Мы городскую свалку переработаем. Потом будем учить других, - звучит реплика.

Довженко : - Наша инженерная школа не меняется. Она застыла.

Юсупов: - Сейчас трудно выбрать сегмент, который окажется через 17 лет драйвером всей экономики. Очень важно малый и средний бизнес делать высокотехнологичным. Уже есть такие предприятия на Южном Урале. Для будущих «чемпионов» нужно прямо сейчас создавать условия.

Лавров: - Вновь мы упираемся - что сделать? Нужны люди. Опять - в образование!

Минченко: - Не надо никуда списывать металлургов. Когда говорим о стратегии, то имеем в виду что-то новое. Какие результаты в будущем дадут усилия сегодня?

Сергей Филичкин: - Перенос заводов за пределы города? У нас это не работает. Проще переселить поселок или деревню. У нас плохое отношение к населению. От такого отношения надо избавляться. Делать надо в пользу людей. Для предпочтительных отраслей нужен фундамент. Материаловедение, транспорт. Мы транспортный узел, как ни крути, центр великой страны. Здесь должны появиться скоростные магистрали, как бы их ни ругали. На Южном Урале есть все условия производить много экологически чистой сельской продукции. И атомная энергетика тоже имеет огромный потенциал и ядерные технологии вообще. Базовые вещи есть уже сейчас. Их нужно модернизировать.

Принципы, правила и безусловный доход

Крапивин сокрушается: - Мы готовим кадры, а они уезжают из региона.

Довженко отвечает: - Подготовка кадров — тоже Стратегия. Мы можем поставлять умных, подготовленных людей. Не надо этого стесняться.

Директор рекламного агентства «Иероглиф» Дмитрий Довбня:

- Мы ушли от заявленной темы. Между тем, Челябинской области есть чем гордиться в плане «территории для бизнеса». Но, сейчас важно не путать прогнозирование со стратегированием. И второе — сегодня эксперты говорят, что грядет реванш гуманитариев. Это тем, кто ставит на технократов. Связано это с тем, что цифровые технологии приведут в тупик без смыслового наполнения. Иначе заниматься только экономическим и технологическим анализом в быстро меняющемся мире бесполезно. И здесь на первый план выходят гуманитарные технологии. Еще одно замечание: мы говорим о разном. То о городе, то о регионе применительно к одной Стратегии. Но это разные вещи. Если о городе — то это о людях, о среде, об урбанистических аспектах. Если о регионе — то о секторах экономики. Программах, проектах и так далее. Но для стратегирования важно говорить о принципах, ценностях и правилах и все наши стратегические решения соотносить с ними. К примеру, принцип челябинской стратегии — не навредить экологии. Тогда та же новая «Транспортная схема» должна соответствовать принципу. Город логично становится экспертом по переработке экологических проблем (к сожалению, пока не все чиновники включены в этот процесс). И еще — мы должны изменить представление о нас.

- Как у нас записано в Стратегии о развитии человеческого капитала? - реагирует Лавров, - вообще никак!

- Мы не должны зацикливаться на Стратегии, - говорит Довбня. - Ценности, правила легко выработать.

- Вы так думаете? Легко выработать? - удивляется Довженко.

- Но что нам мешает двигаться вперед? - сужает тему Крапивин.

- Мы до сих пор мыслим в парадигме плановой экономики. И все наши Стратегии пишутся как планово-экономические. Рыночная, маркетинговая Стратегия строится по корпоративному принципу. Мы точно так же регионом и городом конкурируем с регионами и городами. И нужно это принять. Модернизация этноса — это корпоративный принцип, который нужно внедрить.

- Выигрывает тот, кто не придумал новую «историю», а тот — кто лучше, эффективнее ее использовал. То же касается и Стратегии.

Может быть другие страны, регионы разработали ее неплохо. Имеет смысл позаимствовать и сделать лучше?

Довженко: - Мы съехали с темы. Но я хотел бы, чтобы жителям Челябинской области выплачивался безусловный доход в 2035 году.

- Мы еще не готовы к этому! - реплика.

- Если люди не будут этого хотеть, так и будут крепостными всю жизнь.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other