Меню

Страх и разочарование накануне выборов

03.01.2018 15:00 - автор Сергей ТАРАН
До главных выборов страны остались считанные месяцы. Да и отмашку на старт избирательной кампании весны 2018 года вроде бы уже дали. Поэтому эксперты «Сигарного клуба» решили проанализировать тему, которую сформулировали так: «Политическая ситуация в Челябинской области на старте президентской кампании». Дело облегчил выход серьезной аналитической работы авторитетного «Агентства политических и экономических коммуникаций» (АПЭК), глава которого специально прибыл из Москвы.
Страх и разочарование накануне выборов
фото Людмилы ПОТАПОВОЙ

Что у нас доведено до кипения

Политолог Андрей Лавров на этот раз выступил как представитель АПЭК:

- Что значит риски? - начал он с вопроса. - Это смотря для кого. Боюсь, что интересы могут быть разными для разных политических сил. Если говорить о президентской кампании, которая как бы стартовала в Челябинской области. Но еще не старт кампании-борьбы. Это только заявка. У нас вообще выдвинулся только Жириновский. Можно говорить о фоне общественного настроения, связанного с понижением уровня жизни, с падением доходов населения и его недовольства, которое прорывается в разных регионах совершенно на разнообразные темы. У нас это понятно — специфическая тема — экология.  

Но главная угроза выборов - это низкая явка. Для определенных политических сил это может быть плюсом. На это сделает ставки несистемная оппозиция прежде всего.  Проблема явки — люди не видят интриги. Потому что всем результаты достаточно очевидны. 

Зато тема экологии у нас доведена до кипения. Все началось с президентского звонка. Произошел раскол в «СтопГОКе». Если это была организация оморфная, собранная из разных частей, то теперь она находится под жестким руководством непримиримых. Ни с кем как с президентом господин Московец не желает. В этом угроза, если не будет публично приостановлено строительство Тогминского ГОКа, мы рискуем получить достаточно большой процент протестного голосования, возможно, неявку. Вторая экологическая линия — работа с крупными предприятиями. Заметьте, что происходит прямо сейчас — насколько выросла экстремальность: появились немедленные требования. Даже власть ставят в ситуацию, когда вообще никакой компромисс невозможен. Инициатива должна исходить от самих промышленников. Например, от РМК о приостановке строительства. Добрая воля лучше, чем вмешательство власти.

Нельзя сбрасывать со счетов и внутриэлитную ситуацию перед выборами, потому что массы никогда не являются интересантами любых политических процессов. А мы подзабыли, какие элитные войны у нас были. Их удалось купировать, но перед выборами «брожение» будет усиливаться. Главная задача условных «антигубернаторовцев» - свалить губернатора. А для этого можно уронить явку путем подрыва веры в политический процесс. И за этим большие финансовые силы. 

Это в Челябинске. Но и в Магнитогорске не все спокойно. Там уровень тревожности растет.

Лавров.jpg

Социологи уже замерили явку

Депутат Гордумы Дмитрий Довженко традиционно открыл дискуссию:

- Я не понимаю, зачем мы бьемся за высокий процент явки. Нигде не видел в законе, что если явка менее 65%, то выборы не состоятся. Я рассуждаю с формальной точки зрения.  

Директор Челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов прокомментировал:

- Проблема явки явно предложена СМИ. И планка, которую вы назвали — повод или провокация. Либо смена фокуса. На самом деле, по нашим расчетам, по Челябинску никаких угроз вообще не видно, что явка упадет. Президентские выборы — особенный формат, и они по-особенному отстраивают избирателей по отношению к вопросу: голосовать или нет, и если голосовать, то за кого. Пока прогноз — 50-55%.  Точно не примут участие в голосовании пока 17%. Еще не определившихся — 5%. Практика исследований хода избирательных компаний показывает, когда начинается активная фаза — люди меняют свое мнение. А политических оппонентов, которые могли бы пошатнуть позиции Путина сегодня, и скорее всего они не появятся. Но если обозначится самовыдвиженец или какая-то партия от Челябинска с претензией на пост президента, то это будет какая-то изюминка. Но такие фигуры появляются не для того, чтобы выиграть выборы, а чтобы засветиться в информационных источниках. Одна из задач выборной кампании — отвести сложное материальное положение от пакета проблем, которые будут присутствовать в информационной повестке, которые будут обсуждаться кандидатами. И, в принципе, это почти наверняка удастся сделать, несмотря на то, что доходы населения снизились на 19% и уже потрачены запасы. Но есть еще запас прочности и терпения. Идет адаптация к ухудшению жизни. Не будет таких кандидатов, которые категорично поставят вопрос об ухудшении экономической ситуации. Если говорить об экологической повестке, то никогда даже в Челябинске экологическая проблематика не перерастала в политические требования. Мы уже видели, как легализовав эту проблему со стороны власти, понизить уровень ее остроты.  

Взгляд на регион со стороны

Генеральный директор АПЭК, политтехнолог Дмитрий Орлов

- Я внимательно слежу за ситуацией в регионе, но это будет взгляд внешний. Полагаю, что вокруг Челябинска много мифов, местных и федеральных. И этой осенью количество этих мифов приросло. Это первое замечание. Второе — уровень консолидации элиты в регионе выше, чем многие предполагали. Элита действительно была очень раздроблена при предыдущем губернаторе — сильно дрались за сферы влияния в самых разных форматах. Но когда крупнейшие представители Челябинска потеряли мандаты в Госдуме и Совфеде, ситуация изменилась качественно. В регионе сформировалась иная система влияния, в которой доминирующую роль стала играть команда губернатора. Конечно, есть автономные центры. Но доминирование не агрессивно: есть механизмы для диалога и согласования интересов.  

Безусловно губернатор Борис Дубровский получил кредит доверия и карт-бланш на проведение политики развития российско-казахского саммита. В результате исчез целый ряд мифов и опасений. Но кампания президентская развивается на непростом фоне. Мы его в своем докладе анализируем. Но должно ли это давать какое-то основание для какого-то катастрофизма? Нет. Наличествующие проблемы традиционны для большинства регионов России. Есть ли точки, которые бы вызвали протест такого масштаба и характера, который может изменить исход президентской кампании в регионе? Мне кажется, что нет. 

Эмоции электората

Политолог Алексей Ширинкин попытался разобраться в эмоциях электората:

- Долго не решаемые проблемы приводят к апатии. Почему люди не ходят на митинги? Потому что они не верят. Путин об этом говорил. У нас нет обновления, у нас есть отношение, как к бабушке с пирожками. Почему и «Стоп ГОК». Это уродливое начинание - самодеятельность. Но мы так живем. На мой взгляд, говорить о том, что у нас есть элитная война, не совсем верно. Элитные конфликты есть, они обостряются. Это неизбежно. Это норма политики — в этом ее смысл. Но есть ли инструмент разрешения этих конфликтов, их нормализации, вытаскивания в публичную сферу и грамотного их «разруливания»? Вот с такими инструментами у нас проблема. К сожалению, это делается не публично. Мы же понимаем. Что проблема начинается с обозначения. Ее надо проговаривать. Теперь о президентской кампании. Здесь проблема в двух эмоциях массового настроя: страх и разочарование. Страх перед будущим, страх поменять что-то и не менять что-то. И разочарование, поскольку обещали рост экономики. А вместо этого ощущение ухудшения. Качество жизни падает, гарантии государства потихонечку начинают видоизменяться. А в ощущении людей — сворачиваться. Слово «оптимизация» в отношении медицины начинает восприниматься как оскорбление или надругательство. И в выступлении Путина слова об освежении прозвучали хорошо. Но риторику надо подкреплять, иначе люди уже просто не верят.

Ширинкин.jpg

Точки нестабильности

Руководитель пресс-службы губернатора Дмитрий Федечкин с ответом не задержался: 

- Оценки экспертов — это вопрос дозировки. А в принципе поспорить не с чем, особенно по стратегическим вопросам. По поводу явки. Нужна очень сильная мотивация, чтобы привести людей на избирательные участки. Думаю, что основная работа избиркома будет направлена на это. Делаются сегодня уникальные для нашей страны вещи. Целая кампания была проведена по повышению доступности избирательных участков. Недаром они переносятся с третьих этажей на первые. Думаю, что будут узкие проблемы. Точечные очаги напряжения будут, типа Верхнего Уфалея, Миасса, Карталов. Эту ситуацию будут использовать некие силы для решения своих задач. Но в других муниципалитетах я не прогнозирую. Две трети избирателей живут в Магнитогорске и Челябинске. При этом очень рекомендую обратить внимание на события, которые происходили в Магнитогорске. Там прошел митинг предпринимателей. Игнорировать такой «звоночек» нельзя. Как на это реагировать? Сегодня тонкая политическая настройка настолько хорошая, и поэтому стараемся действовать точечно.

Федечкин.jpg

- Мы утеряли сегодня культуру «кухонных» разговоров. В кафе тоже не поговоришь «за политику». Но социальные сети возвращают этот «кухонный» жанр. Критичность там по отношению к политической агитации будет повышаться, - отметили эксперты. 

Политтехнологи уже советуют властям: чем более органичным, естественным будет избирательный процесс, и весь ход кампании, чем прозрачней пройдет подсчет голосов, тем соответственно выше доверие к выборам. Главное избежать политических и технологических ошибок. Например, не вступать в агрессивную полемику в тех же социальных сетях. Это может подменить собой повестку и в конечном счете похоронить ее. Можно понадеяться на организацию добровольцев и переоценить ее. Это тоже ошибка.

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other