Стоит ли подростку менять имя, данное родителями, если оно не нравится
— Ребенку 12 лет. Говорит, что не нравится имя, которое мы, как родители, дали при рождении. Хочет его поменять. Как убедить не делать этого?
— Имя много значит для каждого из нас по многим причинам. Одна из причин — наша связь с родителями, которые нам его дали при рождении. Право родителей назвать своего ребенка реализуется в разных народностях и религиозных конфессиях по-разному. Есть традиции, хотя в современном мире их все меньше и они все реже соблюдаются, когда имя дается мальчику или девочке по каким-то установленным правилам сочетания имен родителей и прародителей, в соответствии с религиозными праздниками и даже по положению звезд на небосводе.
Для россиян это скорее экзотика, чем правило. У нас детей называют именно родители, но руководствуются они разными соображениями. Кто-то хочет подчеркнуть значимость лица, реально вписанного в историю семьи или существующего только как литературный персонаж или киногерой. Кто-то старается как раз не повториться, выбрать что-то уникальное, редкое. А кому-то еще в своем собственном детстве нравилось то или иное имя, и он давно принял решение назвать сына или дочку именно так.
То есть история появления имени ребенка в каждой семье своя, особая, интересная.
Подростковый возраст характеризуется поиском себя и оппозиционностью к взрослым. Есть еще много чего, но именно эти два существенных отличия подростков от ребят помладше нередко проявляются в виде отказа от всего, что связывает с родительской семьей. Протестные реакции проявляются в питании, когда подросток заявляет: «Я это не ем!» — и начинает увлекаться, например, вегетарианством, спортивным питанием, сыроедением, «арахисовой диетой» и т.д. Также часто встречается среди подростковых заявлений оппозиционного толка: «Я вам не принадлежу! Я самодостаточная личность!», подкрепление которому подросток видит не только в требовании владеть какими-то финансовыми средствами на собственной банковской карте, но и в возможности распоряжаться своими «персональными данными» — именем, отчеством и фамилией.
На моей почти тридцатилетней практике такие случаи можно пересчитать по пальцам одной руки, но переживают их взрослые и дети крайне остро, конфликтно и болезненно. Каждой стороне действительно сложно и трудно. И тем и другим требовалась профессиональная психологическая помощь.
Лучший вариант разрешения ситуации, в которой сталкиваются интересы близких друг другу людей — обсуждение причин выбора, объяснение своей позиции. Диалог — эффективный способ решить проблему с наименьшими ущербами.
Подростку чрезвычайно важно быть услышанным, озвучить свои измышления, поделиться своими ожиданиями и планами. Как ни парадоксально, но в 75 процентах случаев случается примерно так: «Я выговорился, мне стало легче. Уже и не надо больше ничего». Именно так говорят подростки.
Не менее важно подростку услышать позицию своих родителей, познакомиться с их ценностями и жизненными установками. Статистика подтверждает критически малое количество времени, которое родители уделяют своим детям. Да и это время родители тратят на «Уроки сделал?», «Поел?», «Куда пошел и во сколько придёшь?»… И, к сожалению, только дойдя до каких-то крайних ситуаций, открытой конфронтации друг с другом, родители начинают говорить о важных вещах с подросшим сыном или дочерью.
История собственного имени, озвученная родителями, зачастую оказывается для подростка чем-то новым и неожиданным, интригует и заинтересовывает его. Это становится значимо для принятия окончательного решения. И решение в практике моего профессионального участия в подобных детско-родительских отношениях — «Лена так Лена!».
Возможно, что у подростка проявляется неприятие своего имени по никак не связанным с вышесказанным причинам. Тут проблема иная, корень ее — личная неудовлетворенность собой (суперкритичность к себе) или фонетико-фонематическое неприятие имени как слова.
Быть недовольным собой, не принимать себя таким, какой есть, — с этим сталкиваются многие. Но у большинства людей это носит ситуативный, временный характер. Если эта ситуация затянулась и ничто не повышает самооценку — время обратиться за психологической помощью.
Подростки в таких случаях часто говорят: «Ненавижу свое имя!» Особое недовольство выражают по поводу уменьшительно-ласкательного варианта своего имени. Работа с самооценкой с участием психолога имеет целью не сформировать установку «я крутой», а помочь подростку в принятии себя таким, какой есть: «я это я».
Когда человеку, неважно какого возраста, неприятно имя как слово, а это бывает чрезвычайно редко, стоит рассмотреть вариант смены имени. Конечно, встречающиеся сегодня имена прошли проверку столетиями, но бывает чисто индивидуальная «непереносимость». Страдать, испытывая всякий раз при обращении к себе или необходимости самому представиться по имени, не нужно. Поэтому важно разобраться в личном отношении к собственному имени.
* * *
Напоминаем, в «Вечернем Челябинске» действует рубрика «Консультация психолога». Свои вопросы и обращения вы можете отправлять на электронную почту: vecherka-online@yandex.ru, а также по адресу: 454091, Челябинск, ул. Красноармейская, 111, с пометкой «Для рубрики «Консультация психолога».Также свои вопросы можно оставлять в группах «Вечернего Челябинска» в соцсетях «ВКонтакте» и «Фейсбук».
Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!
<
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»