Челябинские ученые построили математическую модель зрения насекомых

15.04.2022 14:56 - автор Сергей Таран
Команда исследователей из ЮУрГУ создала математическую модель сложного глаза насекомых, которая послужит для производства органов зрения для мобильных роботов.
Челябинские ученые построили математическую модель зрения насекомых

Результаты исследования были опубликованы в высокорейтинговом научном журнале Mathematics. Разработка и создание устройств с использованием компьютерного зрения — сегодня очень актуальная и быстро развивающаяся сфера научных исследований.

Младший научный сотрудник кафедры системного программирования Артем Старков под руководством доктора физико-математических наук, профессора Леонида Соколинского построил уникальную двухмерную математическую модель сложного зрения.

Новая математическая модель открывает путь решения сложных задач по навигации автономных мобильных роботов на земле и в воздухе. Челябинские ученые в основу своей идеи положили структуру глаза насекомого, которая состоит из омматидиев — крошечных независимых фоторецепторных единиц.

image2.jpg
— Глаз насекомого принципиально отличается от человеческого глаза. Там нет движущихся частей. Например, мухе, чтобы четко увидеть статичный объект, нужно повернуться — ее глаза реагируют на движение. Наша модель первая и пока единственная, которая описывает плоскостное бинокулярное зрение сложного глаза. Видеосенсоры, похожие на сложные глаза насекомых, представляют собой многообещающую альтернативу цифровым камерам, — рассказал Леонид Соколинский.
Модель обеспечивает необходимое и достаточное условие видимости объекта каждым омматидием. На этой основе строится алгоритм создания обучающего набора данных для формирования двух глубоких нейронных сетей: первая обнаруживает расстояние, а вторая определяет азимут объекта.

Результаты экспериментов показали, что предложенный метод может эффективно и точно определять пространственные параметры.

Сегодня ученые оказались на пороге создания роботов, способных работать автономно, без участия человека на земле и в воздухе, где они смогут самостоятельно ориентироваться и достигать пункта назначения, обходя препятствия.

В ближайшее время совместно с кафедрой оптоинформатики ЮУрГУ планируется создание прототипа устройства с использованием разработанной технологии.
Исследование реализуется в рамках стратегического проекта «Интеллектуальное производство». Данный проект входит в число приоритетных направлений программы «Приоритет-2030».

Фото предоставлено пресс-службой ЮУрГУ

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

in_other