Меню

Шпионские страсти, или Зачем челябинцы обращаются к частным детективам

23.04.2022 08:00 - автор Ирина Яббарова
Поймать с поличным неверного супруга, разоблачить сотрудника, который «крысятничает», или выяснить, кто сливает информацию конкурентам — частный детектив при наличии профессиональных навыков и определенных возможностей вполне может разобраться в столь пикантных проблемах. Как удалось выяснить нашему изданию, такие услуги на челябинском рынке есть и даже пользуются спросом.
Шпионские страсти, или Зачем челябинцы обращаются к частным детективам


Назвать «живым» частный сыск в Челябинске сложно, но и «погибшим» — язык пока не поворачивается. Кое-какие признаки жизни эта сфера профессиональной деятельности все-таки подает. Об этом свидетельствуют и цифры. Как сообщили «Вечернему Челябинску» в региональном Управлении Росгвардии, в настоящее время на территории области официально зарегистрировано 11 агентств частного сыска. Любопытно, что интернет-поисковик выдал более 30 фирм и частников, которые предлагают южноуральцам свои детективные услуги. Как и полагается, львиная их доля представлена на рынке Челябинска.

К слову, деятельность подобных организаций регламентируется федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности», а также приказом национальной гвардии № 394, которым установлен контроль за соблюдением российского законодательства в области частной детективной деятельности. Если внимательно ознакомиться с действующей нормативной базой, то становится понятно: частным детективам много всего нельзя. Но официально 11 агентств частного сыска все-таки каким-то образом выживают в суровой российской действительности. Как они это делают, «Вечернему Челябинску» на анонимных условиях согласился рассказать владелец одного из подобных агентств Максим (свою фамилию собеседник попросил оставить за кадром).

«Больше ничего не умею»

Свою профессиональную деятельность в качестве частного детектива Максим начал в 2015 году. До этого семь лет проработал в полиции, в отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Вдаваться в подробности о причинах своего ухода из силового ведомства Максим не стал, лишь оговорился, что так сложились обстоятельства. Какое-то время пытался заниматься бизнесом, но дело не пошло. О частном сыске даже мыслей не было — посоветовал знакомый, мол, юридическое образование есть, опыт в поиске нужной информации и злодеев тоже имеется, почему бы не попробовать.

image6.jpg
— Подумал и решил, а ведь, действительно: я больше ничего не умею, почему бы не рискнуть, — поделился воспоминаниями Максим. — Разместил объявление в интернете. Правда, отклики стали поступать не сразу, долгое время даже звонков не было. А все потому, что у меня на тот момент еще было мышление сотрудника полиции, пришлось перестраиваться. Опять же товарищ посоветовал учиться ведению бизнеса, заниматься маркетингом, рекламой, участвовать в разных форумах, общаться со специалистами, узнавать, как устроен бизнес. Примерно год потребовался на перестройку собственного сознания, и только тогда начал понимать, на чем нужно сосредоточиться, как вести дела. Конечно, сначала было очень сложно, около трех лет выстраивал всю модель работы. Потом стало проще.
Первые заказы, которые пришлось отрабатывать, — разоблачение неверных супругов. По словам Максима, подобные заказы занимают примерно 70 процентов от общего объема работы всех частных детективов. Но в последние три года фирма Максима старается воздерживаться от них. Как признался сам сыщик, «надоело копаться в чужом грязном белье». Сейчас львиная доля клиентов — представители среднего и крупного бизнеса. Для них Максим и его сотрудники проводят анализ различного рода рисков, проверяют контрагентов, вычисляют потенциальных предателей, а также нечистых на руку сотрудников. Некоторые из заказчиков давно перешли в разряд корпоративных, с ними даже заключены соответствующие соглашения.

Чтобы клиент был доволен

Что касается методов работы, то здесь руководитель частного сыскного агентства оговорился, что федеральный закон, действительно, устанавливает огромное количество запретов. При этом Максим недвусмысленно намекнул, что профессионал, обладающий определенными навыками и знаниями, всегда найдет лазейку для того, чтобы удовлетворить запрос клиента.

image7.jpg

Среди инструментов, которые используют частные детективы в своей работе, — наблюдение, будь то наружное или скрытое. Кстати, статьей 7 Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности» детективам запрещено вести видео-, аудио- и фотосъемку «объекта» в служебных или иных помещениях без его письменного согласия. Но, во-первых, в статье закона не расшифровывается, что именно подразумевается под «служебными или иными помещениями», а во-вторых, сложно представить, чтобы кто-то с радостью и добровольно подписал такое согласие.
— Как это выглядит? Все очень просто: несколько экипажей едут за машиной. К примеру, человек, за которым ведется наблюдение, заходит в торговый комплекс, за ним заходят люди, перекрывают выходы, а параллельно они обращают внимание, с кем «объект» встречается, общается, при необходимости — снимают, — вкратце и без подробностей описал технику Максим. — Но надо понимать, что это очень дорогостоящий инструмент и занимаются этим только профессионалы. Я сотрудничаю с теми, кто владеет техникой наблюдения, но она не всем по карману. В день наблюдение за человеком может обходиться примерно в 40 — 50 тысяч рублей. Почему так дорого? Да потому что задействовано несколько человек, в зависимости от степени сложности. Как правило, к этому привлекаются пять-семь человек: все они умеют «держать бег», знают, как не попадаться на глаза. Мы такие ресурсы подключаем только для крупных заказчиков. Если же речь идет о семейных проблемах: к примеру, супруг хочет узнать, куда ездит его вторая половина, с кем общается, встречается, но не готов платить такие деньги, то в этом случае можем предложить оптимизировать затраты и установить на автомобиль GPS-трекер. Кстати, конкретно мое агентство наблюдение как отдельный вид работ не берет, мы, как правило, занимаемся расследованиями в комплексе: если есть необходимость вести наблюдение, то ведем, есть запрос собрать информацию — занимаемся и этим. Но для нас важен какой-то конечный результат.
image4.jpg

Что касается работы с крупными заказчиками, то здесь чаще всего делается ставка на работу интернете: это сбор информации о конкурентах, а также сведений для деловых переговоров, проверка контрагентов. Однако, как признался Максим, с развитием таких сервисов, как «За честный бизнес», «Коммерсантъ КАРТОТЕКА», «СПАРК интерфакс» и ряда других, востребованность подобных услуг со стороны бизнеса стала менее популярной. А потому частное детективное агентство Максима сделало ставку на более глубокую работу в этом направлении.
— Сейчас мы в какой-то степени работаем как удаленная служба безопасности предприятий, — добавил Максим. — По запросу клиента можем проверить риски компании. Например, он подозревает в денежных махинациях кого-нибудь из своих сотрудников, это может быть бухгалтер или директор по снабжению и т. д. Если есть запрос, то применяем в работе полиграф. Проще понять нашу работу на примере: крупное предприятие из Москвы желает заключить сделку с организацией из Челябинска или Екатеринбурга, но есть сомнения в наличии у фирмы необходимых ресурсов. Так вот по запросу заказчика наши сотрудники могут проверить, условно говоря, наличие складов, товаров и многое другое. Но таких заказчиков немного. Понятно, что у больших предприятий есть собственная служба безопасности, но наша работа заключается в применении в какой-то степени креативных решений, более результативных принципов работы. А такие эффективные решения всегда дорогие. Поэтому с предприятиями малого бизнеса мы не работаем, у них нет денег на оплату наших услуг.
Вообще, как признался Максим, в последнее время он, как частный детектив, в своей работе делает ставку на цифровые методы: интернет-разведку, работу в даркнете и т. д. И это вполне логично, ведь, владея определенными знаниями о цифровом пространстве, навыками ведения конкурентной и интернет-разведки, а также пониманием, что такое даркнет и как он устроен, можно получить любую информацию.

image5.jpg

К примеру, если уж зашла речь про даркнет, то для тех, кто не в курсе, поясним: это своего рода теневой интернет, который позволяет получать доступ к скрытым веб-сайтам, сохраняя при этом анонимность. Она, к слову, при работе в даркнете очень важна, ведь нередко его ресурсами пользуются те, кто заинтересован в том, чтобы обойти закон либо добыть определенные сведения, мягко говоря, нелегальным способом.
— За годы работы мне удалось выстроить такую инфраструктуру, что я могу получить практически любую информацию почти из любых источников в течение 24 — 48 часов, — признался сыщик. — И именно это ценят мои клиенты. Я умею собирать информацию по крупицам. Конечно, мы стараемся не нарушать закон и чьи-то права, но умеем работать так, чтобы нас нельзя было идентифицировать. Ведь самое важное для частного детектива — суметь получить информацию и не раскрыть себя.
И здесь, как говорится, все средства хороши.

Цена вопроса

Как и положено, услуги частного детектива могут влететь в копеечку. При этом важно понимать, что раскошелиться придется не только на вознаграждение работы сыщика, но и за все применяемые им методы и способы выполнения заказа.
— Все расходы несет клиент, но мы сами выбираем механизм, тактику и действия, — обратил внимание сыщик. — Плюс клиент оплачивает наши гонорары. Если за исполнение заказа берусь лично я, то сумма моего вознаграждения начинается от ста тысяч рублей. Но если клиент не готов платить такую сумму, то я предлагаю воспользоваться услугами кого-то из моих сотрудников. У них тоже есть определенные навыки и знания, и заказ они выполнят. Расходы будут чуть меньше. Конечно, я в этом случае беру администраторскую комиссию.
image2.jpg

Что касается клиентской базы, то, по словам Максима, сейчас о его агентстве узнают во многом благодаря сарафанному радио либо обращаются по рекомендации.
— Сколько конкретно требуется времени на ведение одного клиента, сказать нельзя, — добавил частный детектив. — Поскольку все зависит от ситуации, сложности заказа и запроса, с которым человек обратился. В некоторых случаях работа может растянуться на месяц-два, а то и на все три месяца, а бывает и так, что заказ получается отработать за один-три дня.

Законодательный контроль

Стоит отметить, что, в соответствии с действующим законодательством, деятельность всех официально зарегистрированных частных детективов обязано контролировать Управление Росгвардии. Как рассказал «Вечернему Челябинску» начальник пресс-службы регионального Управления Росгвардии Альберт Габбазов, проверки подобных фирм проводятся как в плановом, так и во внеплановом режиме.
— В плановом режиме Росгвардия имеет право проверять работу частных детективов раз в три года, — обратил внимание представитель силового ведомства. — Для этого формируется ежегодный план, который размещается на сайте территориального управления Росгвардии. Таким образом, частный детектив заранее может узнать, что в этом году его деятельность подлежит проверке. Что касается внеплановых проверок, то их может быть сколько угодно. Проводятся они в основном по жалобам на действия частного детектива. При этом обращаю внимание, что в данном случае проверка может пройти как по согласованию с прокуратурой, так и без него. Все зависит от ситуации. Что касается аннулирования лицензии частного детектива, то Росгвардия имеет право это сделать за грубые нарушения. Но этот вопрос решается только в судебном порядке. И должен отметить, что пока подобных инцидентов не было ни в Челябинской области, ни в целом по России.
image1.jpg

В остальных случаях лицензия аннулируется автоматически, будь то решение самого частного детектива о закрытии своего ИП или просто нежелание ее продлять.

Добавим, что региональное Управление Росгвардии ведет реестр выдаваемых  частным детективам лицензий. Проверить информацию можно на сайте силового ведомства.

Однако, если выяснится, что сыщик не прошел лицензирование, но предоставляет свои услуги гражданам, ему может грозить не только административная, но и уголовная ответственность.
— Все будет зависеть от того, как деяние квалифицирует орган дознания или предварительное следствие, — обратили внимание в региональном Управлении Росгвардии. — Здесь возможно привлечение к ответственности по статьям 171 («Незаконное предпринимательство»), 159 («Мошенничество») Уголовного кодекса Российской Федерации, а также по многим другим. Если полиция сделает вывод, что состава преступления нет, то о нарушении сообщат в Управление Росгвардии для привлечения к административной ответственности.
Как добавил челябинский адвокат Виталий Харланов, по своей сути детективы — лица, работающие сами на себя. И здесь два варианта, которые можно выбрать: получить лицензию и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя либо открыть детективное агентство, тем самым создав юридическое лицо. Оба варианта стандартны и соответствуют базовым видам предпринимательской деятельности.

image8.jpg— Однако пробелы в законодательстве существуют всегда, — обратил внимание адвокат. — В данном случае имеет место применение аналогии закона, то есть когда более-менее подходящий нормативно-правовой акт трактуется расширительно (или ограничительно — в зависимости от обстоятельств) и «подгоняется» под конкретную ситуацию с тем или иным техзаданием, которое заказчик передает детективу, будь то аудио-, видеофиксация, копирование информации с технических средств или ее сбор. По своей сути все эти действия подходят под термин «оперативно-разыскные мероприятия», перечень которых установлен в законе. А в последнее время с учетом развития технических средств этот перечень значительно пополнился. Однако не всегда законодатель успевает оперативно отреагировать и внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты. Это — еще одна лазейка для их полузаконного проведения, ведь прямого указания или запрета на законодательном уровне нет. Кроме этого, оперативно-разыскные мероприятия получают такой статус только после того, как они прописаны в служебных документах ведомства, в котором они проводятся. Если же этим занимаются частники, то, несмотря на схожесть со служебными оперативно-разыскными мероприятиями, это — самодеятельность. Незаконной данная самодеятельность становится, когда напрямую нарушаются конституционные права и свободы граждан.

При этом Виталий Харланов убежден, что конкретные запреты на те или иные самодеятельные оперативно-разыскные мероприятия детективов будут устанавливаться и признаваться судами, когда выработается система судебных прецедентов — только тогда можно будет говорить о созданной системе ограничений в деятельности частных детективов.

В публикации использованы постановочные фото Юлии Боровиковой, Олега Каргаполова и Дмитрия Куткина

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other