Меню

В Челябинске определили самые аварийные магистрали отопления

05.07.2023 07:30 - автор Надежда Медведкина
Улицы над ними до конца лета успеют раскопать
В Челябинске определили самые аварийные магистрали отопления
Такой котлован появился на улице Островского не случайно. Фото Дмитрия Куткина

Почему именно на вашей улице этим летом стоят ограждения, работают экскаваторы а рабочие деловито укладывают трубы в траншеи? Как выбирают места для ремонтов теплосети, можно ли обойтись без опрессовок и почему не удается спрятать под землю все городские теплотрассы — «Вечерка» узнала в теплоснабжающей организации «УСТЭК-Челябинск».

Рыть будем здесь!

За это лето в Челябинске должны заменить больше пяти километров тепловых магистралей. Всего котлованы и траншеи появятся в 21 точке города. Но по какому принципу определяли эти участки?
— Нас иногда спрашивают: почему вы здесь копаете? Труба бы еще десять лет простояла, зачем вы наши деньги закапываете?! Но определение участка — большая, кропотливая, многолетняя работа, — поделился генеральный директор теплоснабжающей компании Игорь Рындин.
Судьбу трубопровода обычно определяют с помощью маленьких картинок, которые наносят на карту города при каждой аварии. Если во время отопительного сезона на место пришлось отправлять экскаватор и срочно латать трубу — на карте появляется логотип земляных работ — человечек с лопатой. Труба прохудилась во время гидравлических испытаний — значит, на электронной карте в этом месте появится восклицательный знак в треугольнике.

Получается довольно наглядно: если значки выстраиваются в многоуровневую лесенку и налезают друг на друга — без объяснений ясно, что участок надо менять. На одном из участков проспекта Победы трубы здесь решили заменить раньше срока именно потому, что здесь собралось созвездие аварийных сигналов.
— Мы планировали сделать этот участок в 2025 году, но поскольку по результатам торгов образовалась экономия, мы по согласованию с администрацией Челябинска решили выполнить участок в этом году. До начала отопительного периода он будет заменен, — рассказал Игорь Рындин.
3Q1A1385.jpg
Так выглядят трубы после 30 с лишним лет работы. Фото Дмитрия Куткина

Кроме аварийного метода на выбор влияют и другие факторы: замечания независимых экспертов, которые исследуют трубы, внутритрубная диагностика, кадры аэросъемки. Аэросъемку выполняют аппаратом с тепловизором: на его фотографиях сразу видно, какие сети уже не держат тепло.

Также участок раскопок может оказаться гораздо больше исходной проблемной точки.
— У нас следующий принцип: мы не меняем кусочками. Если мы видим, что на участке много повреждений, мы понимаем, что старение металла произошло, скорее всего, на всем этом отрезке. Мы меняем его целиком, от камеры до камеры, чтобы заасфальтировать и 30 лет не трогать, — объяснил Игорь Рындин.

Что будет дальше?

Прямо сейчас трубы меняют на участке улицы Островского, возле перекрестка со Свердловским проспектом. Этот участок тоже попал в план ремонтов благодаря карте повреждений. Работы начали 12 июня, а к 12 июля трубы на первом отрезке уже заменят и начнут восстанавливать благоустройство. Его планируют выполнить до конца июля. Но это не означает конец работ: замену сетей на Островского выполняют в три этапа. Сначала раскапывают один отрезок улицы, когда на нем работы закончились и появился асфальт — принимаются за второй, а в виде десерта рабочие выйдут на Свердловский проспект. Такая этапность вводится, чтобы не перекрывать сразу большой отрезок улицы.

Чтобы жители поменьше страдали от раскопок, работы подогнали по времени к дорожному ремонту, который запланирован поблизости.
— Данный участок чем интересен — мы достаточно тесно взаимодействуем с администрацией города. В этом году предусмотрен ремонт дорожного участка по Свердловскому проспекту, а мы должны его перейти. Поэтому мы тесно проработали свои графики, согласовали с администрацией: мы делаем ремонт, дорожники после нас делают красивый ровный асфальт, — отметил технический директор теплоснабжающей компании Виктор Крылов. — В последние годы взаимодействие с комитетом дорожного хозяйства все лучше и лучше.
Трубы на этом участке укладывали в 1991 году и с тех пор они не видели даже капитального ремонта — только несколько аварийных. Однако новые трубы укладывают не сразу: сначала для них сделали «домик» — бетонный канал. Это необходимо, поскольку тепломагистраль проходит под дорогой.

В бетонный канал укладывают стальные трубы в ппу-изоляции. Это значит, что у каждой трубы есть просторная полиэтиленовая оболочка. Пространство между сталью и полиэтиленом туго залито пеной. Поскольку внешняя оболочка герметична, труба хотя бы снаружи всегда остается сухой и не ржавеет.

Если оболочка прорвется или труба начнет подтекать — об этом быстро станет известно. Выявить неполадки поможет маленький проводок, который выглядывает из пены. Его «хвостик» выведут на поверхность, и специалисты смогут получать к нему доступ даже когда над этим участком давно будет шуметь дорога или зеленеть газон.

3Q1A1291.jpg
Проводок позволяет узнать о протечке на трубах. Фото Дмитрия Куткина

Этот провод — проводник. Его показания проверяют с помощью специальной аппаратуры. Если пена намокнет, изменится ее плотность, а значит — и сопротивление. В этом случае сотрудники при осмотре зафиксируют новые показания от проводника. По ним станет понятно, что на участке надо срочно проводить ремонт. Сейчас проводники проверяют раз в месяц, но в перспективе датчики можно довести до единого диспетчерского пункта и отслеживать их показания постоянно на общей карте.

Заметят ли жители, что ржавую трубу заменили на новую? На счетах это серьезно не отразится: тариф складывается из многих факторов. Зато на этом участке не будет прорывов. Значит, отпадет необходимость из-за них отключать дома от тепла посреди зимы.


И чтоб горячую воду не отключали

Если возле дома меняют сети — придется терпеть котлованы и заборы, искать обходные пути. Но есть работы, которые челябинцы ненавидят гораздо больше ремонтов, даже если дело обходится без раскопок. Конечно, речь об опрессовках. Если вы с ужасом ждете планового отключения горячей воды, то наверняка будете рады узнать, что со временем они могут уйти в прошлое.

Сами теплоснабжающие организации не любят гидравлические испытания так же сильно, как рядовые жители.
— На самом деле опрессовки — это вандализм, — уверен Игорь Рындин.
Опрессовки можно сравнить с резким скачком давления у человека. Навряд ли кому-нибудь бы понравилось, если бы во время диспансеризации наши сосуды проверяли таким способом. А с трубами это проводят каждый год: до предела поднимают давление и выясняют, где система не выдержит нагрузки.

3Q1A1520.jpg
Место замены труб — опасная зона, посторонним там делать нечего. Фото Дмитрия Куткина

Альтернативы краш-тесту на трубах есть. Уже существуют специальные роботы, которых можно запускать внутрь магистрали, чтобы они исследовали сети. Но сейчас это сравнительно новая и очень недешевая технология. Кроме того, роботы не способны исследовать трубы малого диаметра. Можно решить ту же проблему и другими методами — через изменение графиков подачи тепла и способов его расчета. Однако это методы завтрашнего дня. Сегодня они не могут заменить опрессовок. Кроме того, проведение испытаний зафиксировано в законодательстве.

С глаз долой

Хотя раскопки ради ремонтов на сетях мало кого радуют, трубы воздушной прокладки тоже никто не жалует. Их в городе более 100 километров. Такие трубы расположены в основном в промзоне, но есть они и на гостевых маршрутах Челябинска.

В большинстве своем воздушные магистрали теплосети обернуты белой изоляцией. Раньше их изолировали блестящими оцинкованными листами, но металлические покрытия не прижились.
— К сожалению, в последнее время активизировались злоумышленники и эти оцинкованные листы стали красть. Поэтому с прошлого года мы перешли на новый вид изоляции, — сообщил Игорь Рындин.
Белая изоляция — аналог стеклоткани. Металла она, естественно, не содержит, так что срезать такое покрытие с труб нет никакого смысла. А для самих теплотрасс внешний вид все-таки на втором месте. Гораздо важнее, что покрытие обеспечивает теплоизоляцию и защищает трубы от коррозии. Если трубу приходится «переодевать», то старую стеклоткань снимают полностью, а металл зачищают от ржавчины, и только тогда надевают новые слои. Это повышает срок службы труб.

Теплотрасса_фото_Ковалевой (4).jpg
Теоретически эти трубы можно убрать под землю. Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»)

Промышленный вид теплосетей в изоляции часто наводит на мысль, что эту деталь городского пейзажа лучше убрать под землю. Как объяснили в теплоснабжающей организации, технически это нельзя назвать фантастикой. Но есть банальное препятствие — деньги. Менять некрасивую, неудобную, но целую и надежную сеть ради того, чтобы убрать ее с глаз долой — несколько расточительно. На те же средства можно заменить проржавевшую подземную трубу, которая уже оставляла горожан без отопления или горячей воды.

Правда, иногда трубы все-таки прячут для красоты. Об этом может попросить застройщик, если хочет убрать сети со своей земли и из-под окон своих покупателей. Тогда строительная компания оплачивает работы и трубы исчезают с глаз без малейшего финансового участия потребителей. Если учесть, что Челябинск взял уверенный курс на реновацию и застройку территорий в центре города — есть надежда, что таким образом ситуация с наземными трубами тепломагистрали значительно изменится.




Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other