Меню

В челябинском театре появится выставка кукол из самых нашумевших спектаклей

21.03.2023 08:00 - автор Андрей Ваганов
Раскрываем их секреты от замысла до выхода на сцену
В челябинском театре появится выставка кукол из самых нашумевших спектаклей
Фото Олега Каргаполова

В Челябинском театре имени Вольховского на сцене играют самые необычные актеры — куклы. Их создают здесь же, в цехах, а оживать им помогают актеры. К Международному дню кукольника мы заглянули за кулисы театра и выяснили, как буквально из подручных материалов рождается настоящее чудо искусства. В публикации «Вечерки» мы расскажем вам про путь куклы — от замысла до выхода на сцену.

Как рождается характер


Наше путешествие в удивительный мир кукол мы начали с мастерской главного художника театра Елены Хохлович. Ее кабинет словно лаборатория волшебника. Здесь самые обычные предметы — ножницы, листы картона, цветы на окнах — кажутся магическими артефактами.

Желание сделать свою куклу жило в душе художницы с детства, и эта страсть не покинула ее до сих пор. Увлечение стало профессией. Больше всего ей нравятся маппеты — это особый вид перчаточной куклы. 

хохлович_кукольный4_1.jpg
Такие куклы-маппеты обладают особой выразительностью. Фото предоставлено Еленой Хохлович

На столе у Елены Хохлович эскизы к будущему спектаклю, над которым начал работу главный режиссер театра Александр Борок. Эскиз — это начальный момент работы над куклой. В процессе создания внешнего облика персонажа определяется и его характер. Иногда он может быть озорным, как у лягушонка-маппета, иногда — трагичным и мрачным.
— Вот, например, большая ростовая кукла для спектакля «Мой муж Даниил Хармс». Ее создание оказалось непростой задачей, ведь нужно было, чтобы у зрителя возникало ощущение, что перед ним живой человек, — рассказывает художница.

Материал для чуда


Художник театра кукол должен быть прежде всего мечтателем и экспериментатором, а также хорошо разбираться в различных материалах: бумаге, поролоне, пластике и других.

image3.jpg
На некоторых масках можно встретить весьма необычные заметки

По-прежнему самой популярной технологией остается папье-маше. Именно в этой старой проверенной технике выполнены, например, маски для нового спектакля «Дон Жуан», сделанные по эскизам художника Антона Болкунова. Такие элементы получаются очень крепкими и выдерживают немалую нагрузку. К примеру, головы из папье-маше для спектакля «Годунов» (художник Татьяна Нерсисян. — Прим. редакции) в процессе постановки не раз бросают на сцену.

image11.png
Все куклы в театре разные, и у каждой — свой неповторимый характер

Используют для кукол и пряжу. Некоторые детали одежды для спектаклей вяжут вручную.

хохлович_кукольный3.jpg
Филин Соломон — особая работа для художницы. Фото предоставлено Еленой Хохлович

А обитающий в кабинете Елены Хохлович филин Соломон вообще одет в ткань, созданную самой художницей. В постановках Соломон не участвует — это авторская кукла. Об этой работе художница рассказывает с особой теплотой и гордостью.
— Я мечтаю сделать спектакль с куклами из таких фактур, — говорит Елена Хохлович.

image15.jpg
А какие эмоции у вас вызывают эти куклы?

Специально к нашему визиту в кабинет Елены Хохлович принесли кукол из самых разных спектаклей. Какие только персонажи тут не гостили: у них разные системы, техники исполнения и непохожие характеры. Все они сделаны мастерами в цехах театра. Эти сотрудники — штучные специалисты, буквально болеющие своим делом, ведь изготовить куклу можно только тогда, когда ее любишь.

image4.jpg
Александр Сергеевич стал героем спектакля «Неправильные сказки»

Театр кукол — самая настоящая страна чудес. Ну где еще можно запросто столкнуться с классиком отечественной литературы собственной персоной? В кабинете главного художника временно оказался сам Александр Сергеевич Пушкин из постановки «Неправильные сказки» (художник Захар Давыдов).

заводные человечки Фото_Олега_Каргаполова_0019.jpg


Среди прочих Елена Хохлович показывает нам и куклу из спектакля «Гарантийные человечки» по сказке Эдуарда Успенского. Эта постановка режиссера Александра Борока и художника Николая Бабушкина про маленьких помощников, поддерживающих работу сложных приборов, уже не выходит на сцене челябинского театра. Но ее кукольных актеров тут хранят до сих пор.
— Некоторые спектакли еще идут в репертуаре, а другие уже сошли со сцены. Но расставаться с этими замечательными куклами не хочется, — объясняет Елена Хохлович. — Потому мы готовим небольшую экспозицию в фойе театра, которая будет демонстрировать такие чудесные произведения театральных художников.

Есть ли у куклы душа?


Но сама по себе кукла ни ходить, ни говорить не может. Свой голос, свой темперамент и талант дарят ей актеры. И порой это дается им совсем не просто.

image8.jpg
Актриса Наталья Балдина работает вместе с куклами уже полвека

Наталья Балдина служит в театре имени Вольховского почти 50 лет. Сюда она пришла после окончания театрального училища в Казани. Как и многие коллеги, грезила сразу же получить главную роль. Со временем ее мечта исполнилась. Актриса сыграла главного персонажа в «Человеке в футляре» и получила признание за лучшую женскую роль. Но даже маленьким и эпизодическим ролям Наталья Балдина отдает всю себя.
— Мне дают роль, и я стараюсь ее сделать хорошо. Используя все возможности, вживаясь в образ, ища то, что мне помогает сделать его лучше, — говорит Наталья Балдина. — В «Красе ненадглядной» была маленькая роль Фимушки, но она очень трогательная, в противовес Красе. 
Одной из запомнившихся ролей актриса также называет Розу в спектакле «Маленький принц», без которой эта история была бы совсем другой.

image10.jpg
Вкладывая душу в работу, актеры помогают в рождении души самой куклы

Иногда роль удивляет и даже пугает исполнителя. Так, в спектакле «Аналогия» режиссера Михаила Яремчука Наталье Балдиной нужно было воплотить на сцене специфичный образ весьма необычной курицы в черном латексе и с плеткой.
— Я даже разговаривала с режиссером, что не хочу работать в этом спектакле, потому что меня не устраивал материал. Я себя не представляла в этих курицах, — признается актриса. — Но он уговорил меня попробовать. Он создал хорошо продуманный костюм и грим. Перемещаться в нем было непросто, но мы справились, и зритель хорошо принял этот спектакль.
В спектакле «Неправильные сказки» Наталья Балдина исполнила новый взгляд на Арину Родионовну, и он у нее получился на ура.
— Работа в театре — это всегда поиск. Успокаиваться нельзя — ни молодым, ни ветеранам. Творческий человек никогда не остывает — он будет стараться, пока есть силы и возможности, — считает Наталья Балдина. — Слава богу, что люди в нашем театре никогда не опускают рук. Они всегда в каком-то творческом порыве. И Александр Владимирович Борок — очень инициативный человек. Он постоянно что-то придумывает, пытается сделать что-то новое, использовать актеров в новых формах и по-разному.
image13.jpg
Актриса и ее персонаж — Арина Родионовна — даже немного похожи

Увидеть закулисную сторону театра могут не только журналисты, но и обычные зрители. С прошлого года для них проводят экскурсии. А в честь Международного дня кукольника здесь подготовили специализированные мероприятия, во время которых детально показывают, как устроена волшебная кукольная страна.

image1.jpg
Заглянуть в закулисье театра сейчас могут многие зрители. Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»)

image12.jpg
На экскурсии актеры подробно рассказывают про своих кукол. Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»)



Подписывайтесь на телеграм-канал «Вечерки», чтобы всегда быть в курсе событий Челябинска!

Поделиться

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other