Меню

В Челябинске обсудили: зачем сельской школе огород

21.06.2019 15:10 - автор Сергей Таран
В дискуссионном «Сигарном клубе» сегодня эксперты «взялись» за сельскую школу. Что делать, если количество школ на селе убывает? А модератор дискуссии Андрей Трушников прямо поставил вопрос: «У нас сельские школы еще существуют?»
В Челябинске обсудили: зачем сельской школе огород

И. о. министра минобра Челябинской области Александр Кузнецов:

– Конечно, существуют. В Челябинской области из 800 с небольшим школ две трети – сельские школы. В них обучается треть всех школьников, а всего их в регионе – 400 тысяч. Школы-то есть, но, к сожалению, есть тенденции, которые должны констатировать, настораживают общество – идет сокращение сельских школ вместе с сокращением сельского населения. Просто люди переезжают в более крупные населенные пункты.



Мы это видим не столько на уровне школьников, сколько на уровне дошкольников. Сейчас в большинстве муниципалитетов региона вообще нет проблем с местами в детских садах. К сожалению, уезжает молодежь. В связи с этим дополнительная нагрузка ложится на городские садики, а потом на городские школы. А еще ко всему прибавляется демографический спад. Даже по последнему году дошкольников стало меньше. Но в городе их стало больше. Рост показали и сельские территории. Например, Сосновский район, по вполне понятным причинам, и Аргаяшский район. Все остальные показывают спад.



Модератор:

– Как долго идет этот спад?

Кузнецов:

– Он всю жизнь идет. В разные исторические периоды есть разные темпы. Но процессы урбанизации характерны для всего мира. Другое дело, на мой взгляд, сельская история будет реанимироваться – и горожане потянутся на село.

В Сосновском, Красноармейском районах уже сложился некий особый уклад жизни и люди потянулись на землю, в экологически чистую историю, но недалеко от благ городской жизни.

В этих территориях появляются школы, которые от городских ничем не отличаются.



Модератор:

– Насколько отличаются сельские школы от городских?


Автор проекта «Энциклопедия сельских школ России» Николай Махнев:

– Конечно, процесс урбанизации идет вместе с вымыванием сельского населения из деревни. Но как раз проблема сельской школы в том, что по факту сельская школа существует, а юридического понятия «сельская школа» нет.

Модератор:

– А зачем это надо?

Махнев:

– В современном варианте эта школа работает на город – это место только для учебы. Школа не мотивирует ребенка оставаться в селе, жить на селе и преобразовывать село. Для этого у сельской школы нет ресурсного обеспечения. Мы попадаем в тупик. С одной стороны государство выделяет деньги на строительство соцсферы на селе. А жители «голосуют ногами». Сегодня сельская школа не может показать ребенку варианты социальной активности.


Модератор:

– Действительно ли сейчас необходимо выделять сельскую школу в отдельную категорию?

Начальник отдела учебных и производственных практик УЮрПГГУ Анна Нурдинова:

– Думаю, что это нецелесообразно. У всех школьников, в городе и на селе, должны быть равные возможности. Кстати, наши абитуриенты выбирают те профили и специальности, которые востребованы на селе.

Махнев:

– Никаких равных возможностей между городской и сельской школой нет. Сельские дети имеют гораздо меньше – это объективно. У нас очень мало успешных практик. Кстати, в этом году сельская школа из Калининграда представляла Россию на чемпионате мира по робототехнике.


Педагогический работник, общественник Светлана Егорова:

– Позволю себе поспорить. Это правильная идея – взять и зафиксировать ситуацию в особом юридическом статусе. Но миграционные процессы сегодня не остановимы. И придется жить и развиваться в этих процессах. Но сегодня есть и другой процесс – это миграция из стран ближнего зарубежья. И эти люди как раз оседают в деревне. А школа должна интегрировать приезжих в наше общество.



Модератор:

– Николай Махнев призывает развивать школьные огороды. Есть в этом смысл?

Кузнецов:

– Николай Аркадьевич путает две вещи. Я с ним согласен, что дети у нас слабо готовы к созидательной деятельности. Это касается не только сельских, а всех школ. А вообще качественное образование состоит из трех компонентов: качественное содержание образования, качественная инфраструктура и качественный педагогический персонал. И вот содержание образования было до недавнего времени академическим. В 20-х годах была трудовая школа. Мы это потеряли. Но сейчас постепенно возвращаемся на более высоком витке развития. Появляется проектная деятельность. Мы пытаемся для этого высвободить вторую смену, но не для разведения огородов и сколачивания ящиков. Ребятам интересно заниматься созидательной деятельностью на высоком технологическом уровне.





Модератор:

– Сельскую школу надо накачивать деньгами?

Кузнецов:

– Нет. Это последний этап. Начинать надо с содержания образования. А оно сейчас жестко централизовано. Вокруг этого идут битвы. Но наши дети не обладают способностью применять академические знания за пределами школы. Здесь проблемы. Россия находится где-то в четвертой десятке по этому показателю. Задача – вывести страну по качеству образования выше – войти в десятку стран. Эту задачу решим. Наша задача – создать качественные условия образования для сельской школы.


Директор ИД «Губерния» Сергей Филичкин:

– Так сложилось, что в деревнях живут семьи с традиционным, даже консервативным укладом. Там семьи многодетны. В городах ситуация наоборот. Переток молодежи в города был всегда. Из бедных стран переезжают в более богатые – это факт. Надо понимать, что один из двух детей в сельской школе уедет. Второй уедет, но чтобы вернуться после учебы. Надо воспитывать молодежь, чтобы у них была возможность адаптироваться в городе и вернуться обратно в село.



Фото Дмитрия Куткина



 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»